Андрей Кислов
17:00 01/12/2017

Конфликт ГПУ и НАБУ срывает создание Антикоррупционного суда

Конфликт правоохранителей  играет на руку Банковой, дискредитируя антикоррупционные органы, созданные по инициативе США – считают эксперты. Они подозревают  стремление не допустить построения в стране силовой вертикали, неподконтрольной украинским властям. 

Давление власти

Президент Петр Порошенко  прокомментировал межведомственные конфликты правоохранительных органов. «Шума и перьев столько, что порой действо напоминает какой-то латиноамериканский карнавал»,- сказал он во время выступления ко Дню работников прокуратуры.

При этом глава государства подчеркнул, что «разумная конкуренция» необходима, ибо «конкуренция, в том числе между правоохранительными органами – двигатель прогресса».

Пока глава государства выступал, стало известно, что  подконтрольная ему Генеральная прокуратура (ГПУ) провела обыск у агента Национального антикоррупционного бюро (НАБУ) и объявила подозрение.  

Обыск стал продолжением скандала, разразившегося накануне.  И, по экспертному мнению, конфликт играет на руку Банковой, дискредитируя антикоррупционные органы, созданные по инициативе США.

 Директор Украинского института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник прогнозирует, что НАБУ ощутит на себе давление власти. Он отметил, что НАБУ вынуждено браться за громкие коррупционные расследования, так как в противном случае потеряет поддержку Запада.

«Громкие дела могут касаться, как Блока Петра Порошенко, так и самого гаранта Конституции, его окружения, и ключевых политических партнеров, в частности «Народного фронта». Это давление со стороны НАБУ не спадет, а будет только усиливаться», —  сказал  Р.Бортник.

Примечательно, что 28 ноября НАБУ посетила посол США Мари Йованович.  Там, во время встречи с агентами НАБУ и прокурорами Специализированной антикоррупционной прокуратуры (САП) она выразила им поддержку от имени США.

А 29 ноября СБУ задержала агента НАБУ при попытке подкупа заместителя председателя Госмиграционной службы Украины . В ответ в НАБУ заявили, что  ГПУ и СБУ незаконно сорвали спецоперацию бюро, направленную на выявление участников организованной преступной группировки.

Директор НАБУ Артем Сытник сообщил, что инцидент имеет негативные последствия для расследования, и оно уже прекращено.

30 ноября генеральный прокурор Юрий Луценко назвал обоснованным предъявление подозрения задержанному агенту НАБУ. Он заявил, что  сотрудники  НАБУ не имели права предлагать взятку  чиновнице  миграционной службы.

Генпрокурор обнародовал на брифинге детали спецоперации НАБУ. «Думаю, что никто не хотел бы, чтобы месяцами агенты пытались выдавить через водку, секс или наркотики те или иные слова из кого-бы то ни было»- заявил Луценко.

Руководители ГПУ и НАБУ встретились. 

«Было определено, что никто задержан не будет, под стражей работников Антикоррупционного бюро не будет»- рассказал Сытник.

Хаос и паралич

1 декабря  ГПУ обыскала агента НАБУ.  При этом «агента Екатерину» не задержали, ей объявили подозрение по статье 369 Уголовного кодекса(предложение или дача неправомерной выгоды служебному лицу) и  по статье 370 (провокация подкупа).

Эксперт Андрей Головачев  полагает, что в конфликте правоохранителей выигравших не будет. По его мнению,  создание по требованию Запада антикоррупционных органов : НАБУ , САП, Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции (НАПК), было рискованным делом.

Дескать, для  того, чтобы эти органы работали нормально, необходимы условия:  высокая демократическая и гражданская культура общества; независимый и компетентный суд, решения которого будут немедленно исполняться;  свободная пресса и т.д.

«Если всего этого нет , то создание дополнительных органов власти не только не улучшит работу государственной машины , но , напротив, приведет к хаосу и полному ее параличу, что , собственно, сейчас в Украине и наблюдается»- отметил он.

Отметим, что посол США требует от украинских властей создания Антикоррупционного суда.

«Работа НАБУ и САП является важной и непростой. Украинцы требуют изменений. Однако, без судебных приговоров в отношении топ-коррупционеров эти изменения не наступят. Именно поэтому США поддерживают идею создания Антикоррупционного суда в Украине » — заявила  Мари Йованович 28 ноября, посещая НАБУ.

 По задумке  в НАПК должны проверять чиновника или политика на предмет коррупции, НАБУ -расследовать, САП – выдвигать обвинение в суде.    Антикоррупционный суд должен судить, и по выражению Мари Йованович, «сажать за решетку коррупционеров, вина которых доказана НАБУ и САП».

Требование создать антикоррупционный суд выдвинул Международный валютный фонд (МВФ) в качестве условия предоставления транша в 1.9 млрд. долл. Однако, получив очередные требования, украинская власть решила пока обойтись без транша, и выпустить евробонды на 2 млрд. долл. Об этом заявил министр финансов Украины Александр Данилюк в интервью Reuters, отметив, что  он все же надеется получить очередной транш от  МВФ в начале следующего года.

Но и  без рычага финансового влияния МВФ, требования создать Антикоррупционный суд продолжают звучать с разных сторон.  Так, 1 декабря о необходимости создания в Украине Антикоррупционного суда заявил глава представительства ЕС в Украине Хьюг Мингарелли , сославшись на рекомендации  Европейской комиссии за демократию через право (Венецианской комиссии).

Создание Антикоррупционного суда  завершит построение в стране силовой вертикали, неподконтрольной украинским властям.  Но дело может обернуться иначе, и вертикаль потеряет смысл, ведь стартовало создание Государственного бюро расследований (ГБР). На новое ведомство уже возложили функции контроля за злоупотреблениями сотрудников НАБУ.

Политолог Алексей Якубин прогнозирует, что подконтрольное властям ГБР может поглотить НАБУ.   «ГБР переходят ключевые функции, связанные с делами топ-чиновников. НАБУ создавалось с целью борьбы с коррупцией, но ключевые дела переходят ГБР, а  НАБУ будет, грубо говоря, не нужн», —  пояснил политолог.

Андрей Головачев отмечает: «Правящие сословия пойдут на многое, если не на все, чтобы сохранить существующий феодальный порядок, в основе которого лежат сословные привилегии и распределение рентных доходов внутри феодальной вертикали Президента».

Читайте также по теме