В начале февраля лидер Турции Реджеп Эрдоган и украинский президент Владимир Зеленский подписали исторический указ: соглашение о свободной торговле. Наши власти радостно рапортуют, что этот союз позволит приплюсовать к ВВП 2,2%, а доходы домохозяйств вырастут на 2,6%. Однако так ли все безоблачно? В экспертном кругу уже заговорили о крушении целых отраслей украинской экономики, а фермеры бьют тревогу из-за роста роли турецких «коллег» на отечественном рынке.
По данным аналитики портала East Fruit, из плодовоовощной продукции Украина поставляет в Турцию лишь грецкий орех, с которым были проблемы последние 1,5 года. Также, периодически, наша страна экспортирует в Турцию лук, яблоко (для реэкспорта в Египет) и даже изредка картофель. При этом импорт в Украину от коллег по ЗСТ несоизмеримо выше.
«В 2020 году Турция поставила в Украину свежей плодоовощной продукции на $315 млн долларов США, что соответствовало 30% всего украинского импорта овощей и фруктов. По итогам 2022 года импорт плодоовощной продукции из Турции в Украине оценивается в $340-350 млн.
Украина, для сравнения, экспортировала больше всего плодоовощной продукции в Турцию (в основном грецкого ореха) в 2019 году на сумму в $37 млн, что составляло около 12% экспортной выручки Украины в этой категории товаров. Тоже немало и тоже Турция – важный для Украины рынок сбыта», — говорится на сайте.
Немудрено, что украинские фермеры начали беспокоиться. Глава Союза украинского селянства Иван Томич подчеркнул, что в подписании соглашения о ЗСТ с Турцией есть плюсы, но минусы невозможно не заметить.
«Вопрос номер 1: овощная продукция. Сегодня превалирующее число малых и средних производителей выживают на грани. Есть ряд регионов, где для семей единственным годовым заработком является производство ранних овощей. После дорогой зимы энергоносителей, где большая часть теплиц закрытого грунта «легла», появляется возможность, пользуясь первым весенним солнышком, из пленочных теплиц дать на рынок первую овощную продукцию. Эту возможность у фермеров забрали. По эффективным температурам, Турция – не Украина, и цена газа, даже если его придется использовать, у них намного дешевле. Поэтому первые ранние овощи – в Турции, рабочие места – в Турции, налоги – в Турции, а у нас на рынок – продукция. И это будет тотально уничтожать тех украинцев, кто после зимы на этой продукции получал прибыль. И это будет не тысяча, а много тысяч рабочих мест, которые получат убыток», — говорит эксперт.
По словам И. Томича, это соглашение «уничтожает» украинские зимние овощи на закрытом грунте, ранние овощи, под удар идут осенние овощи.
«В прошлом году минеральные удобрения, средства защиты и другие препараты, нужные фермерам, были дешевле в 1,7 раза, чем в этом году. То есть, это повышение нужно добавить в цену свеклы, моркови, лука и прочих осенних овощей. А овощная продукция – это в большинстве своем рабочие места в сельской местности. Это (ЗСТ – ред.) однозначно будет негативным фактором», — говорит И. Томич.
Этим словам вторит и экономист Всеволод Степанюк. По мнению аналитика, украинский рынок лишится качественных отечественных овощей и фруктов.
«Это приговор тем, кто в теплицах выращивал овощи. У нас тепличное хозяйство – это затраты дорогущего газа, электроэнергии, а в Турции, во-первых, энергоносители дешевле, к тому же еще и теплее климат. Наше тепличное хозяйство не выдержит конкуренции по абсолютно объективным причинам, ну и субъективным тоже. (…) Мы не сможем есть качественные овощи, даже задорого, зимой. Овощи, доставленные из Турции, приходят через месяц после того, как их сорвали», — подчеркнул эксперт.
Но когда закрывается дверь – открывается окно. По мнению некоторых экспертов, благодаря ЗСТ с Турцией Украина получит возможность быстро реагировать на дефициты заморского рынка. В том же исследовании портала East Fruit эксперт плодоовощного бизнеса и международный консультант ФАО Фёдор Рыбалко считает, что ЗСТ с Турцией может принести Украины некоторые преимущества.
«Рынок Турции для украинских поставщиков может быть очень интересен, особенно при условии прямых поставок в розничные сети. Ведь у нас очень эффективная логистика, потому что импортеры цитрусовых Украины сейчас оплачивают обратный фрахт. Другими словами, затраты на экспорт в Турцию будут очень низкими, и если, например, в Стамбуле цены на какие-то позиции начнут расти, то украинская продукция заполнит эту нишу буквально через 48 часов. Также для поставщиков свежей голубики из Украины Турция – это весьма интересный рынок. Здесь растёт потребление голубики, а Украина экспортирует её в сезон, когда местная продукция уже давно закончилась и поставщики из соседних стран также не могут её поставлять на рынок. Мы думаем, что Украина могла бы поставлять в Турцию до 200 тонн голубики за сезон», — цитирует его издание.
Что ж, с фермерами разобрались. Теперь стоит перейти к не столь явным отраслям украинской экономики, которые тоже становятся под удар ЗСТ с Турцией. Так, в эфире ГолосUA политический эксперт Антон Колесников утверждал: «В экономическом плане подписание этого соглашения для Украины большой выгоды не принесет. Более того: может даже обернуться серьезными рисками для украинской экономики – в первую очередь для украинской промышленности».
«Зона торговли не равнозначная, — вторит ему В. Степанюк. – Все равно, защита экономики Турции будет более высокой, чем защита экономики Украины. Есть исключения, и на некоторые товары все равно остаются пошлины. Зона свободной экономики с Турцией – это приговор нашей легкой промышленности. (…) Я сильно сомневаюсь, что в условиях свободной торговли наш АвтоЗАЗ сможет конкурировать с заводами Mitsubishi, которые находятся в Турции. Во всех смыслах, ЗСТ с более развитой экономикой, которая притом имеет более дешевые ресурсы, чем Украина, — это очень невыгодно».
В свою очередь, экономический эксперт Юрий Гаврилечко указывает на явные недостатки данного соглашения. По его мнению, ЗСТ с Турцией была выгодна 16 лет назад, — тогда эта инициатива только начала обсуждаться.
«Турецкие металлургические предприятия давно работают на нашем металлоломе. Он выведен за рамки зоны свободной торговли, то есть как и раньше его по дешевке будут получать и дальше конкурировать с нашими предприятиями. Так что я, честно говоря, не вижу каких-то интересов Украины. Когда начинались переговоры о ЗСТ с Турцией в 2006 году, тогда для Украины это имело смысл. Сейчас – нет. Даже после реализации этих положений о зоне свободной торговли, суммарно таможенные ставки в Турции и Украине будут отличаться. В абсолютном выражении они снизятся, а в относительном, как было у нас и до ЗСТ, остаются в 3 раза меньше ставки для турецких продуктов, чем для наших в Турции», — считает Ю. Гаврилечко.
Действительно, соглашение о свободной торговле между Турцией и Украиной начало обсуждаться в 2006 году. Однако финал этой «эпопеи» пришелся лишь на 2022 год. Почему так произошло? На этот вопрос метко ответил В. Степанюк.
«Турция по всем отраслям экономики – конкурент, а не партнер, — говорит экономист. — Вести конкурента на собственный рынок – очень «умно». Не подписывали, по большому счету, по тем же причинам, что и Янукович не подписывал ассоциацию с ЕС – это было крайне невыгодно. Я не говорю, что ассоциация с ЕС – плохо, вопрос на каких условиях. На тех условиях, что мы подписали – это смертельно для экономики. Турция, конечно, не ЕС, экономика там попроще, но все равно, она более мощная, технологичная, чем украинская. Законы ведения бизнеса в Турции более мягкие, чем в Украине. Со всех сторон, ЗСТ – это сдача национальных интересов».