28 июня 1996 года под покровом ночи в Верховной Раде приняли первую редакцию Конституции Украины. До этого страна жила по Конституции УССР, принятой еще 20 апреля 1978 года.
За 16 лет Конституция уже два раза изменялась в угоду политикам. Первый раз это было в 2004 году, когда за несколько недель до президентских выборов, 8 декабря, Верховная Рада утвердила изменения в Конституцию и «исправила» закон о выборах Президента (которые разрешили провести 2-й тур голосования на выборах Президента). Эти изменения получили название «политреформы» и существенно урезали полномочия президента Украины, создав по сути парламентско-президентскую форму правления в стране. Замечу, что само изменение было проведено по установленной в основном законе процедуре и произошло в парламенте. То есть было – конституционным.
Второй раз Конституцию перекроили 30 сентября 2010 года, когда Конституционный суд вынес решение о нарушении процедуры принятия изменений в Конституцию и, тем, самым, создав прецедент редактирования основного закона вне стен Верховной Рады. Теперь в Украине де-факто существует как минимум две процедуры внесения изменений в основной закон: конституционный, когда решение принимается конституционным большинством, составляющим 2/3 от числа народных депутатов (сейчас – 300 из 450) и неконституционный, когда решение принимает Конституционный суд.
О том, что создание подобной ситуации для страны является уголовным преступлением, четко высказался профессор права, один из авторов Конституции Украины Виктор Мусияка. «Принимая решения об отмене политреформы 2004 года, Конституционный суд Украины вышел за рамки своих полномочий и принял антиконституционное решение, что требует дальнейшего анализа создавшейся ситуации, в том числе и на предмет наличия возможных уголовно наказуемых деяний», — сказал он.
Так что следует констатировать: в Украине на данный момент действует «фиктивная» Конституция. Фиктивная – именно в юридическом смысле, поскольку мы живем в стране, где существуют серьезные противоречия между принципами юридической Конституции и фактическим положением, характеризующим основные параметры общественного и государственного строя. А проще говоря: когда законы и иные нормативно-правовые акты прямо или косвенно противоречат Конституции и когда суды в своей практике далеко не всегда руководствуются духом Основного закона. Что же касается буквы закона, то после использования Конституционного суда в качестве инструмента для изменения текста ее, то о верховенстве права и говорить не приходится.
Сейчас перед украинской Конституцией обрисовалась перспектива нового изменения. С 20 июня официально начала свою работу Конституционная Ассамблея. Это новообразованный вспомогательный орган при главе государства, созданный указом Президента Украины, созданный для подготовки законопроектов о внесении изменений в Конституцию Украины. С его появлением, выросли шансы на то, что к своему «совершеннолетию» Основной закон получит очередное изменение и до смены Президента в 2015 году мы будем иметь Конституцию уже в четвертой редакции.