Накануне масштабной приватизации глава государства хочет взять в руки исполнительную власть, полагают эксперты. С этим связывают инициативу о референдуме по изменению Конституции, в результате которого новым премьером может стать Петр Порошенко, а должность Президента , якобы, станет формальной.
Парламентская республика без Яценюка
Источник, близкий к руководству Администрации Президента, сообщил Голос UA, что на Банковой рассматривают вариант принятия новой Конституции. Ключевым изменением Основного закона, якобы, может стать переход от парламентско-президентской к парламентской форме правления. «Рассматривается несколько вариантов», — утверждает источник, допуская проведение всеукраинского референдума по данному вопросу.
Напомним, в воскресенье, 24 января, Президент Петр Порошенко в интервью украинским телеканалам заявил, что ожидает в ближайшее время от Верховной Рады рассмотрения изменений в Конституцию. В тот же вечер премьер-министр Арсений Яценюк вышел с противоположным предложением в программе «10 минут с Премьером». Он заявил: «Пришло время, чтобы украинский народ сказал свое слово, какой должна быть новая украинская Конституция в новой европейской Украине. Никто, кроме народа Украины, не имеет права определять, каким будет Основной закон. Референдум относительно Конституции и является прямым народовластием в свободной и демократической стране». А министр внутренних дел Арсен Аваков («Народный фронт») заявил, что украинцам стоит проголосовать за переход к полной парламентской республике, для «устранения дуализма и конкуренции между ветвями власти».
Директор Института украинской политики Константин Бондаренко иронизирует: «Арсений Яценюк и его команда хотят запрыгнуть в уходящий поезд». «Премьер-министром станет Петр Порошенко, а следующего президента будет избирать Верховная Рада», — предположил политолог, ссылаясь на собственные источники во власти.
Он подчеркнул, что на практике парламентская республика означает нивелирование роли Президента в политической жизни и расширение полномочий главы правительства, который становится персоной номер один в государстве. Такая форма правления действует в Италии и Германии, где избранный парламентом президент выполняет представительскую функцию.
Роспуска Рады не будет?
Политолог Алексей Якубин предположил, что, заявляя о необходимости референдума по Конституции, премьер-министр Арсений Яценюк пытается не допустить уменьшения своих властных полномочий.«Учитывая, что нет четких правил проведения референдума, глава правительства препятствует уменьшению собственной власти. Это, прежде всего борьба за собственные полномочия», — сказал Алексей Якубин.
Напомним, голосование в парламенте по изменениям в Конституцию было намечено провести до 2 февраля. А 20 января в Конституционный суд поступило представление от 51 народного депутата с требованием растолковать норму о том, что такое «следующая сессия».
Ведь изменения в Конституцию должны приниматься на двух разных сессиях парламента. В первом чтении их поддержали на второй весенне-летней сессии 31 августа. А текущая, третья, осенне-зимняя сессия Рады, заканчивается 2 февраля. Изменения в Конституцию, по статье 155 самой Конституции, во втором чтении должны поддержать минимум 300 парламентариев.
Юридическая коллизия в том, что согласно статье 155 Конституции, проект изменений Конституцию считается принятым, если на следующей очередной сессии за него проголосовало не менее двух третей от конституционного состава ВР. А статья 83 Конституции говорит о том, что очередные сессии Верховной Рады Украины начинаются в первый вторник февраля и первый вторник сентября каждого года.
Хотя, Президент Порошенко утверждает, что в Верховной Раде есть 300 голосов для принятия изменений в Конституцию, эксперты сомневаются в этом. «Голосование грозит расколом правящей коалиции и чревато парламентским кризисом»- отмечает Константин Бондаренко.
Он утверждает, что один из сценариев Банковой учитывает раскол коалиции. «Парламентский кризис и роспуск Рады может быть выгоден соперникам Порошенко. Но Президент не обязан распускать парламент, это лишь его право, которым Глава государства не воспользуется. Верховная Рада будет находиться в подвешенном состоянии, пока новую Конституцию будут обсуждать на референдуме», — считает он.
Согласно такому сценарию, при фактически парализованном парламенте новый рабочий орган (например, Конституционное собрание), предложит парламентскую форму правления. «Поскольку Основной закон в этой части невозможно изменить в нынешней Верховной Раде юристы сходятся на том, что легче принять новую Конституцию»- отметил Константин Бондаренко.
На кону — 17 миллиардов
По словам премьер-министра Арсения Яценюка, новая Конституция страны — это новый социальный договор между гражданами и властью, которую они выбрали: «Договор о распределении прав и обязанностей между президентом, правительством и парламентом, о взаимодействии между центром и регионами».
А эксперты напоминают, что в 2016 году стартует приватизация. В бюджете на 2016 год заложен показатель выручки от приватизации в 17 млрд грн. Министр экономического развития и торговли Айварас Абромавичус (квота БПП) сообщил, что к продаже предназначены 25 крупных предприятий энергосектора, химической отрасли, портовой инфраструктуры.Министр напомнил, что первым в списке на приватизацию стоит Одесский припортовый завод. «ОПЗ должен быть продан первым, затем «Центрэнерго». Должны продать «Укрспирт», предприятия машиностроения…», — рассказал он. А Ранее глава Фонда госимущества Украины Игорь Билоус отмечал, что в случае успешной приватизации, Украина может выручить в бюджет до 30 млрд грн.
Константин Бондаренко отмечает, что Арсений Яценюк рассчитывает сохранить за собой должность на период приватизации, которая находится в сфере ответственности премьер-министра. Это будет возможным при роспуске Верховной Рады в ближайшее время, поскольку правительство сохранит полномочия до выборов нового парламента, формирования коалиции и нового Кабинета министров. «Но на Банковой не намерены этого допустить, и хотят изменить правила игры. Приватизацией займется Петр Порошенко, когда станет новым премьер-министром. А Президентом Рада сможет избрать кого угодно. У него все равно не будет реальных полномочий», — утверждает он. По мнению эксперта, старт всеукраинского референдума по Конституции возможен весной, а досрочные выборы в Верховную раду — осенью этого года.