27 декабря Конституционный суд Украины огласил решение, согласно которому правительство имеет право определять порядок и размер социальных выплат в ручном режиме. Зависеть он будет от финансового положения Пенсионного фонда. Это право принадлежит правительству по Конституции, считает КСУ.
«Признать отвечающим Конституции Украины п.4 разд 4 заключительных положений закона Украины о государственном бюджете на 2011 год», – такой текст решения зачитал председательствующий на заседании суда судья Анатолий Головин. Решением устанавливается новый порядок выплат социальных льгот ряду категорий населения, в частности, право устанавливать порядок и размер этих выплат в соответствии с имеющимися ресурсами делегировано Кабинету министров. Такая норма заложена в переходных положениях бюджета на 2012 год. Этим Верховная Рада обошла предыдущее решение Конституционного суда, которое запрещало изменять нормы социальных законов с помощью закона о бюджете.
По сути, данным решением КСУ нивелировал значение законодательной власти. Если продолжить логику данного документа, то бюджет в принципе не имеет ни малейшего смысла рассматривать в парламенте. Поскольку в любом случае исполнять его Кабинет министров будет по собственному усмотрению и в полностью ручном режиме. Т.е. исполнительная власть получила возможность абсолютно самостоятельно распоряжаться всеми государственными финансами.
Ну как тут не вспомнить знаменитую фразу барона Ротшильда о том, что ему все равно, какое в Британии правительство, если деньги для страны печатает он. Пока что в Украине этим занимается Национальный банк. Но вот распоряжаться средствами имеет возможность сам по себе Кабмин, а значит, вне зависимости от того, какие партии будут представлены в Верховной Раде и что они будут делать для выполнения своих предвыборных обещаний, все их законодательные инициативы могут быть легко и просто блокированы правительством.
Вся «прелесть» ситуации состоит в том, что решение о том, достаточно ли в бюджете средств на выполнение различного рода законодательных норм или нет, решает так же Кабмин. А значит, что даже если закрома родины будут ломиться от поступлений, это ничуть не помешает главе правительства заявлять о том, что денег нет, и использовать их по своему усмотрению – на списание долгов олигархам, на тендеры аффилированым компаниям, на проведение предвыборной кампании правящей партии и т.д. Кроме того, распределение социальных выплат в ручном режиме может быть использовано как для покупки голосов отдельных категорий избирателей, так и для манипулирования государственными финансами в зависимости от текущей политической ситуации.
Этим же решением КСУ ограничил и возможности судебной системы – теперь бесполезно пытаться отсудить у государства положенное по закону. Суды либо не будут рассматривать такие дела, либо даже в случае выигранного против государства дела, правительство получило полный иммунитет к неисполнению решений судов. Значит, и судебная власть в Украине перестала быть властью, ведь если решения судов не исполняются, то какая же это власть?
Дальнейшее развитие ситуации в духе данного решения КСУ может привести к тому, что исполнение законов в Украине вообще станет необязательным. А исполнительная власть будет руководствоваться в своей деятельности исключительно собственными интересами… на абсолютно законном основании. Парадокс? Нет, новая политическая реальность Украины в 2012 году. С наступающим, друзья!