Вместо подписания соглашения о создании консультативного совета с участием ОРДЛО, состоится видеоконференция. Эксперты отмечают, что власть и не спешит выполнять взятые на переговорах обязательства по Донбассу — ни закона об амнистии, ни закона о выборах, ни имплементации «формулы Штайнмайера» не было.
Минский формат объединяют с «нормандским»
На 25 марта запланировано заседание Минской контактной группы, на котором намечено заключение соглашение о консультативном совете по урегулированию конфликта на Донбассе. Кроме 10 представителей Украины в этот совет должны войти и 10 представителей отдельных районов Донецкой и Луганской областей (ОРДЛО), а также по одному представителю от Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), России, Германии и Франции.
Франция и Германия не принимают участия в Минских переговорах, и политолог Алексей Якубин считает, что включение представителей Германии и Франции увязывает консультативный совет с «нормандским форматом».
До сих пор переговоры по Донбассу проходили в двух разных форматах: «минском» и «нормандском». Нормандский формат предусматривает участие четырех сторон: Украины, России, Франции и Германии. А «минский» считается трехсторонним: Украина, Россия и ОБСЕ. Но фактически в минских переговорах участвуют представители ОРДЛО.
В апреле в Берлине намечался новый саммит «нормандской четверки», о котором руководители Украины Германии, Франции, и РФ договорились на своей декабрьской встрече в Париже. Теперь из-за пандемии коронавируса саммит в Берлине оказался под вопросом. Министр иностранных дел Дмитрий Кулеба считает, что встречу в «нормандском формате», запланированную на апрель, лидеры Украины, России, Германии и Франции могли бы провести онлайн.
Но корнавирус — не единственное препятствие. Еще в конце февраля глава российского МИД Сергей Лавров заявил, что новый саммит может состояться только после выполнения решений предыдущего. В частности речь идет об «особом статусе» Донбасса.
Этот статус Минские соглашения предписывают согласовывать с представителями ОРДЛО. Именно в таком виде Минские соглашения были заключены в феврале 2015 года с участием президента Порошенко.
Пункт 9 соглашения предусматривает, что восстановление полного контроля над государственной границей со стороны Украины во всей зоне конфликта «должно начаться в первый день после местных выборов в ОРДЛО и завершиться после всеобъемлющего политического урегулирования (местные выборы в отдельных районах Донецкой и Луганской областей на основании Закона Украины и конституционная реформа)».
А в пункте 11 Минского соглашения указано, что конституционная реформа означает вступление в силу новой Конституции предполагающей в качестве ключевого элемента децентрализацию (с учетом особенностей отдельных районов Донецкой и Луганской областей, согласованных с представителями этих районов).
Комплекс мер по выполнению Минских соглашений был подписан с участием ОРДЛО. Под документом стоят подписи: Леонида Кучмы, посла РФ Михаила Зурабова, посла ОБСЕ Хайди Тальявини, а также лидеров так называемых «ДНР» и «ЛНР»- Александра Захарченко и Игоря Плотницкого, без указания их должностей.
Тем не менее, возможное участие представителей ОРДЛО в консультационном совете вызвало негативную реакцию у ряда политиков. Около полусотни депутатов президентской фракции «Слуга народа» выступили в соцсетях с обращением к Президенту Зеленскому не допустить этого. Дескать, у них вызывает тревогу то, что в совет войдут на равных правах представители Украины и ОРДЛО, что придаст субъектность неподконтрольным территориям.
«Формальное выполнение Минских соглашений»
В Минске нет строгого карантина по случаю коронавируса, но подписания соглашения о консультационном совете не состоится: заседание Трехсторонней контактной группы пройдет в режиме видеоконференции.
Ранее декларацию о намерениях создать консультативный совет подписал экс-президент Леонид Кучма, который представляет Украину в Трехсторонней контактной группе (ТГК). Подписался и глава Офиса Президента Адрей Ермак без указания должности.
Фотокопия того документа попала в СМИ 13 марта, после того как в Украине начался карантин. А сами договоренности были достигнуты 11 марта. Тогда ТКГ в Минске договорилась, помимо создания консультативного совета, подготовить новый обмен пленными.
После того как Андрей Ермак сообщил на брифинге о создании консультативного совета с представителями ОРДЛО в составе на него посыпались обвинения.
Так, участники марша ко дню волонтеров 14 марта требовали призвать к ответственности Андрея Ермака, который, по их мнению, предал национальные интересы Украины. Участники марша требовали «прекратить политику капитуляции, а также пресечь реванш пятой колонны Кремля». Они забросали петардами посольство РФ и выстрелили по крыше здания из ракетницы.
Не допустить создания консультативного совета потребовала группа народных депутатов от фракций «Голос», «Европейская солидарность», «Батькивщина» и депутатской группы «За будущее».
Андрей Ермак в свою очередь заявил, что ни о каких «прямых переговорах» в рамках консультативного совета не может быть и речи, что консультационный совет, якобы, нужен для диалога с участием переселенцев из Донбасса, которые живут на подконтрольной Украине территории.
Вице-премьер-министр по вопросам реинтеграции временно оккупированных территорий Алексей Резников также заявил, что идея консультативного совета —«это идея общественного совета, в котором будут представители гражданского общества, которые пользуются доверием».
Сейчас в Украине усилены меры карантина: не ходит транспорт, Верховная Рада на заседания не собирается. Политолог Руслан Бортник говорит, что во время эпидемии коронавируса подписание соглашения о создании консультативного совета не вызовет протестов.
«Сейчас общественное мнение этим не выиграть, политические вопросы отходят на второй план», — полагает эксперт.
Но и реализация намеченного под вопросом.
«Это вынужденная мера со стороны Украины, целью которой является формальное выполнение Минских соглашений о прямом диалоге, на чем настаивала Россия», — заявил политолог в СМИ.
Алексей Якубин напоминает, что украинская сторона не выполнила обязательств январского саммита в «нормандском формате». Дескать, у Президента Зеленского просто пытаются выйти из тупика — реализовать домашнее задание первой нормандской встречи, «потому что ни закона об амнистии, ни закона о выборах, ни имплементации «формулы Штайнмайера» не было.