Сегодня проблема контрабанды в Украине актуальна, как никогда раньше. В первую очередь, это связано с огнестрельным оружием, которое в обход блокпостов массово вывозят из зоны АТО. Более того, не подконтрольная Украине территория превратилась в аналог Приднестровья с точки зрения контрабанды сигарет и алкоголя. Что касается западной границы, эксперты убеждены, что объемы нелегальной торговли с Европой останутся на прежнем уровне в силу экономической ситуации в стране, несмотря на те меры, которые предпринимает власть.
Эксперты отмечают, что лидерство по контрабанде в Украину продолжают занимать такие товары, как оружие, наркотики и сигареты. Также украинцы активно сотрудничают с Польшей и Литвой в плане «серых схем» поставок автомобилей из Европы. При этом старший экономист Международного центра экономических исследований Ангела Бочи отмечает, что с медикаментами, а также товарами массового потребления, проблем сегодня, к счастью, не возникает: мы вполне обеспечиваем себя продуктами, а пошлины на одежду и бытовую технику не настолько высокие, чтобы импортеры рисковали свободой и деловой репутацией.
По словам А. Бочи, проблема контрабанды возникает в силу разницы в ценах и в уровне жизни соседних государств, или регионов, как это произошло в Украине. А также в результате тенизации экономики: в профильном министерстве признают, что уровень теневой экономики в Украине сегодня составляет 30-40%, при этом, по оценкам экспертов, эта цифра достигает 50%. Таким образом, государство ежегодно теряет до 50% ВВП.
Западная граница
После перестрелки, устроенной в Мукачево, Петр Порошенко решил назначить главой Закарпатской ОГА Геннадия Москаля. Тот, в свою очередь, стал предпринимать шаги, чтобы взять ситуацию в неспокойном и неоднозначном регионе под свой контроль. Среди прочих мер, были усилены блокпосты на мелких пропускных пунктах в горах, которыми раньше с большим удовольствием пользовались контрабандисты, внедрена личная ответственность проверяющих и уволены сотрудники госпогранслужбы Закарпатской области. Но удастся ли таким образом изменить ситуацию?
Эксперт по безопасности Центра Разумкова Алексей Мельник считает, — вряд ли. Ведь, как известно, «рыба гниет с головы», и искоренять проблему контрабанды нужно, начиная с высших эшелонов власти. По его словам, ни для кого не секрет, что доход от контрабанды в Украине получают не только контрабандисты, но и их «высокие покровители».
«Каждый раз, когда речь идет о том, что кого-то поймали на контрафакте, на котрабанде (в последнее время фокус делается на контрабанде янтаря) – абсолютно понятно, что за этим стоят не просто рядовые контрабандисты», — отметил А. Мельник.
По словам эксперта, несмотря на наличие фактов, свидетельствующих против контрабандистов (например, когда телезрителям демонстрируют на видео даже такие детали, как номера автомобилей), эта информация не помогает правоохранителям задержать преступников. Он также отмечает, что контрабандисты на Закарпатье всегда работали либо под прикрытием правоохранительных органов, либо милиция смотрела на их деятельность «сквозь пальцы».
В то же время, А. Бочи отмечает, что контрабанда на Закарпатье – явление трансграничное, и настолько «естественное» для региона, что искоренить его будет очень непросто.
«Контрабанда сигарет на Закарпатье всегда была «народным промыслом». Кроме того, это – трансграничное явление, так как в ней заинтересованы и представители соседних стран. На данный период введение более жестких мер повлияет положительно. Но это уже не впервые на Закарпатье вводят жесткие меры по ограничению контрабанды, со временем всегда эти меры ослаблялись. Вопрос в том – как надолго эти меры будут приняты, и какой уровень коррупции останется среди самих таможенных органов? Потому, что даже смена основного состава таможенников на Закарпатье никогда не приводила к полной остановке контрабанды. Со временем все равно граждане находили пути поставок контрабандной продукции за границу. Поэтому, я не уверена, что все это сработает», — объяснила экономист.
Через западную границу в Украину без уплаты необходимых таможенных сборов, продолжают попадать иномарки. Однако их уже не разбирают на детали, как в 90-е, отмечает эксперт. После ужесточения законодательства в Украине, контрабандисты стали использовать для поставок автомобилей, так называемые «серые схемы»: в одной из стран Евросоюза, которая не подлежит начислению сборов, к примеру, в Польше или Литве, организуются фирмы, через которые иномарки продают в Украину.
Линия разграничения с зоной АТО
Что касается линии разграничения с зоной АТО, здесь главной проблемой является утечка оружия, в том числе, и «трофейного». В результате – в Украине продолжает повышаться криминогенная обстановка. Однако, учитывая протяженность линии конфликта, вряд ли можно говорить о возможности избежать данного явления, отмечает А. Мельник. Ведь, по его словам, львиная доля контрабанды идет в обход блокпостов.
Из ДНР и ЛНР в Украину также попадает много фальсификата, о чем журналисты уже не раз упоминали в своих расследованиях. В частности, в Украину с Донбасса поставляют «паленую» водку и сигареты. А также, что самое страшное, – медицинские препараты, которые продолжают производить на Луганском фармацевтическом заводе «Фармация», несмотря на то, что Луганск сегодня заблокирован от поставок сырья для производства медикаментов.
«Ключевым критерием является деятельность контролирующих органов на пунктах пропуска, а также проверка качества реализуемой продукции в самих аптеках. И, конечно, потребители должны быть внимательны при покупке медикаментов», — отмечает А. Бочи.
Что же касается сигарет, здесь уберечь себя проще, уверена эксперт: нужно лишь обращать внимание на наличие акцизных марок.
«Акцизной марке можно доверять, но основная проблема в том, что по ней мы не можем проследить: где изготовлена продукция, каким образом она попала на территорию Украины. Если будет внедрена электронная акцизная марка, понять это будет гораздо легче. Потому, что она будет маркироваться непосредственно на территории предприятия и можно будет проследить путь от производства до реализации продукции. Это могло бы стать одним из основных методов противодействия контрабанде», — считает А. Бочи.
При этом, по ее словам, контрафакт сигарет является довольно затратным явлением, поэтому контрафакт более характерен для алкогольной продукции.
Граница с Приднестровьем
Ни для кого не секрет, что львиная доля фальсификата, а также оружия и наркотиков, попадает на рынки Европы из стран дальнего востока транзитом через Украину и Приднестровье. Это не добавляет нам баллов в глазах европейцев. Однако борьба с контрабандой ведется довольно вяло.
«Все эти заявления о прекращении контрабанды… Этим они признаются, что раньше знали, что есть контрабанда, но не боролись с ней? Хорошо, прекратили на участке 100-км границы между Украиной и Приднестровьем. А сколько таких участков осталось на границе Украины?», — недоумевает А. Мельник.
Украина является «одной из самых крупных контрабандисток в мире» по поставке контрафактных сигарет в страны Европы, отмечает А. Бочи. При этом Приднестровская сигаретная фабрика всегда была лидером в поставках фальсификата, как в Молдову, так и в Украину. Тем временем из России и Беларуси, несмотря на распространенное мнение, сигареты к нам не поступают по простой причине: в этих странах себестоимость их себестоимость гораздо выше, чем в Украине, подчеркивает экономист. А вот наркотики и оружие в Украину попадают преимущественно через Одесский порт из стран Азии, добавила она.
Чтобы побороть контрабанду, нужно, во-первых, взять под контроль деятельность таможенных органов, во-вторых – усовершенствовать законодательную базу в плане внедрения более серьезных карательных мер за занятие контрабандой, и, в-третьих – необходим рост экономического развития страны, — отмечает А. Бочи.
«Рост ВВП, рост благосостояния страны положительно влияет и на покупательскую способность. А при повышении покупательской способности население будет отдавать
предпочтение более качественной продукции перед контрабандой», — подытожила эксперт.