В Украине, по самым скромным подсчетам, насчитывается 1,7 млн человек, нуждающихся в психиатрической помощи. В стране работает 145 психоневрологических интернатов, в которых проживает 60 тысяч человек. А по оценкам Всемирной организации здравоохранения, на психические болезни выпадает 14% всех случаев заболевания человека. Больше всех страдает молодежь. У нашего правительства появились некоторые идеи, как спасти украинцев от безумия – погрузить нас в него непосредственно…
Месяц назад правительством была утверждена Концепция общегосударственной программы охраны психического здоровья в Украине на период до 2025.
Таким образом, перед нами не столько программа, которая будет принята позднее, а лишь дорожная карта будущего документа. Тем не менее, общее представление о дальнейших шагах государства в этой сфере можно сделать уже сегодня.
И тебя вылечат, и меня вылечат
Авторы выделяют 12 базовых проблем отечественной психиатрии, среди которых: слабое представление общества о психическом здоровье, отвержение обществом людей с психическими проблемами, страх перед подобной тематикой, отсутствие профилактики, низкая доступность лечения, проблемы с профессиональной подготовкой медперсонала, отсутствие средств…
Документ клеймит советскую систему предоставления психиатрической помощи, которая «была сфокусирована на биомедицинских подходах, реализовавшихся в психиатрических учреждениях. Это обуславливало «высокий уровень институализации» или простыми словами большое количество профильных психиатрических учреждений. Доминирование «постсоветских принципов управления психиатрией существенно ограничивает внедрение в Украине эффективных моделей финансирования и администрирования услуг в сфере здравоохранения».
За время независимости, по мнению авторов Концепции, в Украине был предпринят ряд позитивных шагов – от принятия закона “О психиатрической помощи” до внедрения некоторых протоколов лечения.
Концепция предусматривает, что вмешательство в жизнь человека, которые предпринимаются с целью улучшения психического здоровья от человека до общества, должно быть основано на принципах доказуемости и приводить к снижению симптоматики, работать на профилактику, быть доступными, не нарушать прав человека.
Самый главный вопрос — сколько денег понадобится для реализации всех этих радужных планов? Концепция скромно об этом умалчивает, ссылаясь на будущие расчеты и государственный бюджет.
Интересно, что представленная Концепция практически полностью дублирует предыдущую концепцию государственной целевой комплексной Программы развития охраны психического здоровья в Украине на 2006-2010 года. Этой концепции так и не суждено было превратиться в полноценную программу. За десять минувших лет в этой сфере мало что поменялось.
Экспертное мнение
По мнению заведующей кафедрой психиатрии ДГМА, доктора медицинских наук, профессора Ирины Спириной, Концепция, как минимум, не согласуется со статьей 6 Закона Украины «О государственных целевых программах»: «Проект концепции подобной программы должен содержать определения, сравнительный анализ возможных вариантов решения проблемы, обоснование оптимального варианта, определение сроков выполнения программы. Однако в предложенной Концепции мы видим только набор международных документов, которым должна соответствовать программа. Перечня возможных вариантов и сравнительного анализа нет. Концепция получилась очень сырой без малейшего намека на системный подход. Начало реформы запланировано на 2017 год, но уже почти средина года и только в мае началось общественное обсуждение. А еще нужно создать саму программу и утвердить ее. Отдельного внимания требует вопрос создания отдельной детской психиатрической службы. У нас уже педиатров не найти днем с огнем, где мы возьмем детских психиатров и сколько средств понадобится на разворачивание отдельной дублирующей медицинской инфраструктуры?»
По мнению президента Ассоциации психиатров Украины Семена Глузмана, сокращение коек в стационарах для психически больных ведет к росту количества бездомных с нарушениями психического здоровья, которых никто не будет лечить.
«В принципе, мы понимаем, что сокращать госпитальное звено нужно. Но это ж нельзя делать так, как приходит распоряжение от губернатора в какой-нибудь области, в котором говорится: сократить на 200. А почему на 200? И потом, что значит, вы сокращаете? Это психически больные люди, они никому не нужны. Если мы их выбрасываем из больниц, а интернаты переполнены психиатрические Министерства социальной политики, значит, мы увеличиваем количество нелеченых бомжей», — говорит он.
Противоположную позицию занимают международные организации Хьюман Райтс и Федерация глобальная инициатива в психиатрии, которые собственно и диктуют украинскому правительству идеологию реформы.
Вот, что они пишут: «Система психоневрологических интернатов в Украине устаревшая, негуманная и должна быть коренным образом реформирована. Ни одна цивилизованная страна не должна обращаться так со своими гражданами. В мире есть более бедные страны, которые более эффективно беспокоятся о своих гражданах, хотя бы предоставляя возможность людям жить в обществе, привлекая общество к заботе о тех, кто требует дополнительного внимания. По нашему мнению, необходима фундаментальная реформа, важным шагом в которой является закрытие интернатов и ненаправление в них новых клиентов».
Итак, главный посыл предлагаемых реформ в психиатрии – сокращение специализированных психиатрических клиник и реинтеграция больных людей непосредственно в общество. Нашему правительству такой подход только на руку – можно сократить бюджетные расходы на содержание клиник.
Может, в какой-то азиатской или африканской стране психически больные люди могут пребывать вне помещения, предоставленные сами себе, но в Украине с ее зимами, эти люди рискуют оказаться на улице и погибнуть там. Другой вопрос, а готово ли наше общество к реинтеграции психически больных? Судя по сопротивлению родителей даже инклюзивному образованию, где речь идет о психически здоровых детях, шансы на успех реформы по лекалам западных консультантов минимальны.
Следует учесть, что в концепции программы нет никакой оценки ресурсов, необходимых для выполнения задуманных преобразований, а пассаж о финансировании из местных бюджетов может обернуться непосильной ношей – психиатрические учреждения должны иметь минимум областной статус.
Может так получится, что большинство психиатрических учреждений закроют, а больных людей оставят один на один со своими проблемами и болезнями.
Впрочем, непонятно вообще для чего была написана данная Концепция, так как в парламенте уже решили «как надо» и приготовились принять во втором чтении законопроект 4449. Возможно, это нужный и актуальный законопроект, но почему опять все происходит на уровне противостояния Министерства здравоохранения и парламентского комитета. Каждый шаг в реформировании не только психиатрической помощи, но и медицины как таковой, блокируется противостоянием двух ветвей власти.