На днях Президент Украины утвердил «Концепцию развития сектора безопасности и обороны Украины». Документ пришел на смену концепции реформирования и развития Вооруженных сил на период до 2017 года, которую готовил в далеком 2012 году Виктор Янукович.
Ни для кого не секрет, что неспособность защитить себя в первые дни российской агрессии, была вызвана практически полным уничтожением украинской армии. Конечно, вина в этом не только Януковича, но и его предшественников – Ющенко, Кучмы, Кравчука.
Но во время Януковича, уничтожение армии приняло небывалый размах, очевидно, не без помощи советников и агентов влияния бывшего «стратегического партнера». Достаточно вспомнить министра обороны, гражданина РФ Дмитрия Саламатина, или глав СБУ с их «фсбшными» ушами.
Программа развития армии от Януковича (2012 года) предусматривала утилизацию или продажу за гроши «неперспективных и неисправных единиц военной техники» – 2,8 миллионов единиц, ликвидацию 540 военных городков и продажу 185,8 га земель, ликвидацию 455 тысяч тонн боеприпасов, 30,4 миллионов тонн «излишнего» военного имущества. Уж, не благодаря ли этому «излишнему» военному имуществу мы кое-как удерживаем сегодня границы?
Концепция дополняет уже существующие новые варианты Стратегии национальной безопасности Украины и Военную доктрину Украины, утвержденные в 2015 году.
Целью документа, если кратко, является определение путей и оборонительных возможностей, позволяющих восстановить территориальную целостность страны, а также гарантировать безопасность страны по различным направлениям.
Судя по названию документа и наличию в нем слова «сектор», главный акцент документа делается на институтах, призванных гарантировать безопасность страны. Их, как определяет концепция, в нашей стране немало: Президент, СНБО, Минобороны, ВСУ, МВД, Нацгвардия, пограничники, миграционная служба, МЧС, СБУ, госохрана, служба связи, слуба спецтранспорта, разведка, орган курирующий ВПК и другие (не указанные прямо).
Тем не менее, документ определяет наиболее актуальные среднесрочные угрозы для страны.
Главным злом и врагом объявлена Российская Федерация, от которой мы почему-то сегодня пытаемся через ВТО добиться права продавать ей продукцию. Интересно, Сталин жаловался на Гитлера, что не мог Германии продавать после 1941 года советскую руду или лес?
Документ подробно расписывает все возможные козни РФ и их потенциальную опасность. При этом, почему-то, забывается тот факт, что в мире кроме РФ других опасностей тоже хватает и мимолетное указание на трансграничную оргпреступность и кризисные явления в национальной экономике, похвальны, но недостаточны.
Хорошо, что мы дипломатично намекаем на разрушение системы международной безопасности, но почему прямо не указываем на нулевую эффективность Будапештского меморандума? Почему не пытаемся запустить заложенные в нем механизмы?
Почему бы не прописать в концепции, что-то из серии: «сохранение и создание производственного и научного потенциала, способного в кратчайшие сроки достигнуть статуса «порогового государства» (государство способное произвести ядерное оружие)»?
Конечно, подобный ход можно оценить как внешнеполитическую безответственность, а как оценить полное равнодушие наших гарантов к Будапештскому меморандуму?
При анализе текста концепции, становится понятно, что базовый подход Украины в решении вопросов безопасности – интеграция и стандартизация по лекалам НАТО и других структур европейской безопасности.
Авторы документа, отмечают, что наша страна может стать основным полем боевых действий в результате прямого конфликта по линии НАТО –РФ.
Программа переполнена канцелярским словоблудием, абстрактными рассуждениями и общими местами.
Отдельные разделы посвящены каждому из субъектов структуры безопасности.
К сожалению, о переизбытке генералов в украинской армии в концепции ни слова. По текущим нормативам в структуре Вооруженных сил насчитывается порядка 150 генералов. Сколько еще звездных паркетных воинов в отставке тянут из государственного бюджета пенсии — собьешься со счета.
Документ не указывает конкретную численность украинской армии. В 2005 году она составляла 250 тыс. человек. В условиях вялотекущей войны этого мало.
В Вооруженных силах сохранится смешанный тип комплектования, о стопроцентной профессиональной армии в концепции речь не идет.
Безопасность воюющей страны стоит дорого. Концепция предусматривает, что реализация всех необходимых мероприятий сфере обороны потребует не менее 5% от ВВП Украины. Россия тратит 4%, США — 3,8%, Китай — 2% от ВВП.
Предусмотрено создание сил специальных операций как отдельного рода войск. Мы должны были создать эти войска еще два года назад, но вопрос все время саботируется Генштабом.
В концепции уделено внимание и МВД (президентский привет Авакову), в частности запланировано до 2017 года провести финансовый и материально-технический аудит ведомства.
Также планируется ввести практику видеофиксации первого допроса задержанного и единого электронного протокола. Кроме этого, гражданам откроют доступ к нормативной базе МВД. Не обойдет ведомство и кадровое сокращение.
Нацгвардия останется в структуре МВД и параллельно с обеспечением вопросов внутренней безопасности будет в случае необходимости оказывать поддержку Вооруженным силам Украины.
Миграционная служба должна будет работать в соответствии с унифицированными с ЕС правилами и взятыми на себя Украиной обязательствами в рамках безвизового режима. В переводе на понятный язык – допустить мигрантов на свою территорию в случае необходимости.
Главный компонент после армии, СБУ, концепция отодвинула на второй план. В то же время всем понятно, что служба безопасности по состоянию на февраль 2013 была филиалом и проходным двором ФСБ (как и для американцев, к слову), тем не менее, никакой люстрации и чистки кадров в ней не произошло. Со всеми вытекающими для национальной безопасности последствиями.
По данным активиста общественного люстрационного комитета Карла Волоха, в СБУ люстрировали только гражданских сотрудников КГБ, а основных действующих лиц вывели из-под действия закона как военнослужащих.
Концепция, претендующая на фундаментальный документ, в контексте потенциальных опасностей чрезмерно зациклена на РФ, хотя это и главный наш противник.
Не учитываются потенциальные опасности связанные с потерями экспортных рынков, в результате военных действий на ближнем Востоке, Африке; потенциальная опасность и риск с блокированием Турцией Босфора; недружественную гидротехническую деятельность Румынии в дельте Дуная; раздача паспортов и квазипаспортов в приграничных областях той же Румынией, Венгрией, Польшей; опасность удара по Украине со стороны Беларуси не только российскими, но и белорусскими военными частями –государство-то союзное нашему потенциальному противнику.
Не артикулированы вопросы национальных интересов Украины в Антарктике, Черноморском шельфе.
Вопросы межнациональных и конфессиональных противоречий, способность государства на них оперативно реагировать также выведены за рамки документа.
Главный враг Украины скромно обходится концепцией стороной – коррупционная, безответственная олигархическая власть в Киеве, доведшая и продолжающая доводить Украину до полного управленческого, экономического и военного коллапса.