В июле состоялось повышение стоимость проезда в коммунальном транспорте Киева. Так, до 8 гривен выросла одна поездка в метро и подвижном составе «Киевпасстранса». Городские власти обещают улучшения транспортных услуг в связи с ростом тарифов, но эксперты заявляют о неэффективной модели хозяйствования и коррупции в сфере, в результате чего жители столицы обречены на нескончаемый «каскад» повышений проезда.
То, к чему так долго киевлян свершилось: проезд в коммунальном общественном транспорте вырос до 8 гривен.
Столичный градоначальник Виталий Кличко, комментируя рост тарифов, заявил, что «полученные от повышения проезда средства пойдут на повышение заработных плат работникам транспортных коммунальных предприятий, развитие транспортной инфраструктуры, ремонт и закупку подвижного состава».
«Также повышение тарифов позволит уменьшить суммы дотаций, которые городской бюджет выделяет на покрытие убытков транспортных предприятий», — заявил мэр Киева, напомнив, что объем дотаций транспортной сферы составляет 1,8 млрд гривен в год.
Депутат Киевсовета, бывший мэр Киева Александр Омельченко отмечает, что нигде в мире общественный транспорт не является прибыльным, а самоокупаемость столичного коммунального транспорта составляет 40%, что неплохо.
Он также сказал, что полноценного общественного обсуждения подорожания проезда проведено не было. Более того, экономическая обоснованность новых тарифов вызывает сомнение.
«Вопрос (повышения проезда – прим. Ред.) должен был после гражданских обсуждений пройти все депутатские комиссии: транспортную, социальной защиты, бюджетную. Этого не было сделано. Это уже нарушение», — заявил экс-мэр Киева.
Эксперт общественной компании «Евро-Патруль» Вячеслав Коновалов говорит, что вслед за коммунальным транспортом тарифы вырастут и у частных перевозчиков, то есть, в маршрутках, которых в Киеве начитывается около 4 тысяч единиц.
Собственно, это уже происходит. Так, на отдельных маршрутах уже действует новый тариф. По информации СМИ, речь идет об автобусах № 442 (тариф повышен с 5 до 7 гривен), 442-д (с 6 до 7 гривен). С 7 до 8 гривен выросла цена за проезд в маршрутке № 416. Кроме того, 8 гривен стоит проезд в маршрутках № 433 и 472.
«В Киеве маршрутки начали дорожать в минувшую субботу (14 июля – прим. Ред.). Ситуация с постепенным повышением проезда продлится до середины августа. К осени проезд в частных маршрутках подорожает в среднем до 8 гривен. Оставлять проезд по нынешней стоимости перевозчики не захотят из-за психологического фактора. На маршрутах с большой конкуренцией подорожания до осени может и не произойти. Также думаю, что стоит ожидать подорожания проезда в пригородных маршрутках на 30%»,- сказал В. Коновалов.
Эксперт подчеркнул, что столичная сфера частных наземных перевозок основана на системе неофициальных поборов, а неучтенные средства оседают на «верхах». В целом, повышение связано с предстоящими выборами.
«Сегодня оборот одной маршрутки от 2,5 до 3,5 тыс. гривен в сутки – это общий доход. Из этих денег 800 гривен надо отдавать на «крышу». Говорят, что сейчас, в связи с повышением тарифов, нелегальные поборы будут достигать уже 1000 гривен. Просто накануне выборов нужен «черный нал», а общественный транспорт находится именно «в черном нале». 2 млрд гривен «черного нала» собирают в год только в Киевской области. Ведь билетов никто не выдает. В связи с ожидаемым ростом тарифов в маршрутках теневой оборот в Киевской области будут достигать 3-4 млрд гривен», — объясняет эксперт.
Что касается подорожания проезда в метро, то и тут дело с коррупционным шлейфом.
Руководитель КП «Киевский метрополитен» Виктор Брагинский, практически дублируя заявление Кличко, пояснил, что средства от повышения проезда пойдут на увеличение зарплат работников подземки, ремонт оборудования и подвижного состава. Глава метрополитена также указал на возросшие расходы поземки, связанные с электроэнергией, водоснабжением и отоплением.
А вот журналист-расследователь Юрий Николов связал повышение проезда в метро с долгами по сомнительной лизинговой сделке между «Киевским метрополитеном» и компанией «Укррослизинг». Договор на поставку 100 вагонов была заключен в 2009 году, а выполнен в течение 2010-2013 годов.
В Контрольно-ревизионном управлении, а затем в Генеральной прокуратуре посчитали контракт нечистым, а точнее имеющим признаки отката. Последовали многолетние разбирательства, закончившиеся только в январе 2017 года. Киевский апелляционный хозяйственный суд встал на сторону компании «Укррослизинг», которая к этому времени перешла в руки украино-российского бизнесмена Павла Фукса, связанного с ближним окружением Петра Порошенко.
Согласно решению суда, столичная подземка должна выплатить компании 1,96 млрд гривен, учитывая неуплаченные средства за сами вагоны, «лизинговые» проценты и инфляционные потери.
«В день метро перевозит около 1 млн пассажиров и, предположим, в 3-гривенном повышении проезда на долг Фуксу заложили две гривны (гривну все-таки надо отложить на «роттердамское» подорожание электричества). Тогда в сутки киевляне будут возвращать ему (Павлу Фуксе – прим. Ред.) 2 млн гривен. За год выплатим ему 700 миллионов. И полностью вернем воровской долг в размере почти 2 млрд. гривен через три года», – написал в своем Facebook Николов.
В свою очередь его коллега Дмитрий Гнап напомнил о схемах с внешней рекламой в метро и утраченных из-за этого деньгах для содержания и развития метро.
«Вся реклама в метро приносит в год не менее 200 млн гривен. Сколько из этого получает Киевский метрополитен? Вы будете удивлены – только 21 млн, то есть одну десятую. Остальные – 180 млн гривен идет рекламным агентствам-посредникам. Кому они принадлежат? Их контролирует через многочисленных родственников народный депутат от БПП Сергей Березенко – однопартиец Кличко и любимец президента Порошенко. Денег, которые Березнко с семьей получает на рекламе, хватило бы покрыть убытки в работе метро за полгода. Остаток дефицита можно запросто покрыть, если остановить коррупционную сделку с «Укррослизинг». Ее нынешний владелец — российским делец по фамилии Фукс любит ходить в Администрацию Президента», – написал он.
Депутат Киевсовета Ваган Товмасян не верит, что сегодня через петиции или другие механизмы удастся склонить городские власти к пересмотру решения о подорожании проезда. КГГА уже вопрос закрыл.
«Петиция, несомненно, найдет поддержку в стенах Киевсовета, особенно, если это касается подорожания проезда в общественном транспорте. Конечно, сейчас депутаты могут и должны быть на стороне людей и принять их протест, но это не будет иметь никаких юридических последствий», – считает депутат.