Коррупция и лоббизм: Зачем Верховная Рада приняла закон о поддержке молодых фермеров

В Украине принят закон о господдержке молодых фермеров, хотя действующим законодательством она может предоставляться и так всем независимо от возраста. Эксперты считают, что вряд ли на эту господдержку могут рассчитывать все желающие аграрии, а сам уровень господдержки за последние годы значительно ухудшился.

«Последние два года поддержка не работает»

В середине октября президент Украины Владимир Зеленский подписал закон о поддержке молодых фермеров. До этого Верховная Рада одобрила соответствующие изменения в Земельном кодексе Украины и в законе «О фермерском хозяйстве». Инициатором этих изменений выступило правительство и несколько народных депутатов.

В Офисе президента заявили, что принятый закон уточняет состав земель фермерских хозяйств и определяет круг получателей государственной поддержки. Документ предлагает следующие нововведения:

  1. Фермерским хозяйствам в первые три года после создания оказывается помощь за счет госбюджета, в частности через Украинский государственный фонд поддержки фермерских хозяйств. Также помощь может предоставляться за счет местных бюджетов.
  2. На эту помощь могут рассчитывать новосозданные фермерские усадьбы, семейные фермерские хозяйства, фермерские хозяйства, расположенные в горных населенных пунктах и на полесских территориях.
  3. Дополнительная государственная поддержка предоставляется также фермерам со статусом семейных фермерских хозяйств, в том числе на уплату единого взноса.
  4. Денежная помощь предоставляется фермерскому хозяйству, председателем которого является человек в возрасте до 35 лет включительно.

Инициаторы закона о поддержке молодых фермеров считают, что новые нормы будут стимулировать развитие фермерских хозяйств. Законодатель посчитал, что не урегулирована передача земель в собственность фермерского хозяйства, что ограничивает хозяйство в активном участии в государственных программах поддержки и в доступе к кредитным ресурсам.

У фермеров и экспертов закон вызвал удивление, поскольку в Украине с 2003 года действует закон «О фермерском хозяйстве», а с 2004 года – закон «О государственной поддержке сельского хозяйства Украины». В частности все новосозданные фермерские хозяйства освобождались от уплаты налогов первые пять лет, все фермеры имели компенсации через государственные программы на покупку первого комбайна, трактора, автомобиля, животноводческого помещения и так далее, причем независимо от возраста.

«Исключительно все, кто начинал этим заниматься, – говорит глава Союза украинского селянства Иван Томич. – Я уже не говорю, что были направления поворотной и бесповоротной поддержки фермерских хозяйств. На сегодня более 90 % закона о фермерских хозяйствах в его бюджетной нагрузке не выполняется, если говорить о бюджете 2021 года. Сегодня ничто не ограничивает выполнять законодательные нормы ныне действующего закона. Кстати, поддержка молодых и новосозданных хозяйств действовала десятилетиями, даже более 20 лет. Последние два года она практически была остановлена».

По данным Государственной службы статистики, на 1 октября 2021 года в Украине было 48,6 тысяч фермерских хозяйств. Это на тысячу больше, чем годом ранее. Также есть около 4 миллиона личных селянских хозяйств, которые, по мнению правительства, имеют потенциал стать фермерскими. Обе эти формы производят около 50 % валовой продукции сельского хозяйства. По оценкам экспертов, фермерские хозяйства производят более 85 % аграрной продукции, но в Украине их доля составляет лишь десятую часть. Под фермерскими хозяйствами находится до 5 миллионов гектаров земли.

Фермерское хозяйство – прогрессивная форма в сельскохозяйственном производстве. До 2010 года законы по его господдержке работали не в полную силу. По оценкам экспертов, они работали на уровне до 30-40 %. После 2010 поддержка резко уменьшилась, а в последние годы уровень выполнения закона и вовсе измеряется несколькими процентами.

Утвержденный законопроект о молодых фермерах несколько ослабляет действующие нормы. Если раньше в законе «О фермерским хозяйстве» говорилось твердо, что господдержка «предоставляется», то сейчас эту формулировку заменили на «может предоставляться».

«Поддержка мелких фермеров – это общемировая и общеевропейская тенденция, – говорит экономический эксперт Всеволод Степанюк. – Мелкие хозяйства получают больше дотаций, чем средние и крупные. Но я думаю, что в условиях Украины это больше будет носить коррупционный характер, а не какой-то характер помощи. Если бы хотели помочь мелким фермерам, достаточно освободить от налога на землю и еще каких-нибудь налогов на срок лет на пять».

Помощь получит не каждый

В госбюджете Украины на текущий год предусмотрено 4,5 миллиардов гривен на поддержку сельскохозяйственных производителей, в проекте госбюджета-2022 она будет меньше на 100 миллионов гривен. На кредиты фермерским хозяйствам в 2021 году предусмотрено 50 миллионов гривен, но в 2022 году правительство хочет ее расширить до 180 миллионов гривен.

Эксперты считают, что раз государство решило предоставлять помощь молодым фермерам, то на это должны быть четко предусмотрены средства, как и разработан порядок их предоставления.

«Порядок использования этих средств должен быть прописан просто, четко и понятно. К тому же он должен быть и некоррупционным, – говорит Иван Томич. – Смоделируем ситуацию. В бюджете на эту поддержку заложили 20-30 миллионов гривен, а подали заявки на 500 миллионов. Тогда у нас начинает действовать принцип “сколько заплатишь за получение” – 10, 20, 30 %. Все это понятно в практике выполнения наших программ. Правда, сейчас уже и программ мало».

«Для того, чтобы получить эту помощь и оформить документы, нужно содержать целую команду юристов, бухгалтеров, – говорит Всеволод Степанюк. – Я не думаю, что мелкие фермеры в состоянии просто оформить документацию, чтобы получить какую-либо помощь. Часть либо работает, либо занимается документами. И то, и то одновременно делать невозможно».

Аграрный комитет Верховной Рады рекомендовал правительству увеличить поддержку сельского хозяйства на 6,7 миллиардов гривен до общей суммы в 11,1 миллиардов гривен. Из них на поддержку фермерских хозяйств должно пойти всего 140 миллионов.

Не стоит забывать и о том, что поддержка собственного производителя в Украине усложнена обязательствами перед международными партнерами и кредиторами.

«Дело в том, что, согласно договорам с ВТО, согласно договору об Ассоциации с ЕС, мы не имеем права дотировать внутренний рынок, – говорит Всеволод Степанюк. – Соответственно какая-либо дотация продукции у нас запрещена. А что значит поддержка фермеров? Например, это льготные кредиты. Но опять же трудно назвать кредит поддержкой, если честно. Даже если он льготный».

Есть версия, что поддержку фермерских малых хозяйств хотят использовать более крупные производили. Фермеры, в том числе молодые, будут входить в их структуру и аккумулировать государственные дотации и другие ресурсы, в том числе землю. Иначе объяснить появление такого закона сложно. Еще одна версия состоит в том, что закон о молодых фермерах можно расценивать как пиар власти. Однако от этого малым хозяйствам в Украине не так уж и весело. Вопрос реальной господдержки остается чрезвычайно актуальным.

«Государственная поддержка с 2016 года в Украине перестала существовать, – говорит Иван Томич. – Самым эффективным инструментом государственной поддержки была льгота по налогу на добавленную стоимость. Это 24 миллиарда гривен. В 2016 году 24 миллиарда – это где-то 30 миллиардов 2021-м. Сравнивать 30 этих миллиардов и 4 миллиарда господдержки сегодня – даже не о чем говорить. Нет никакой государственной поддержки. Есть отдельные крохи, которые делят между теми, кто имеет доступ к власть имущим или хорошо платит за эту полученную поддержку».

Читайте также по теме