У нашей власти есть два вида граблей, на которые она постоянно наступает: новые и любимые. Пенсионная реформа — это любимые грабли. Сколько бы жизнь не убеждала, что повышение пенсионного возраста для женщин ни малейшим образом не оздоровило состояние Пенсионного фонда, украинцам все равно подсовывают эту идею. Недавно мы услышали, что вместо поиска реальных и справедливых источников пополнения ПФ, возраст хотят в будущем поднять еще раз — до 68 лет! Чтобы гарантированно никто не дожил: по продолжительности жизни Украина занимает 122 место в мире — между Белизом и островом в Гвинейском заливе с двойным названием Сан-Томе и Принсипи.
БУКЕТ БОЛЕЗНЕЙ В СОРОК ЛЕТ
В конце мая Национальный институт стратегических исследований при Президенте Украины (есть у нас такая кормушка для «мыслителей») обнародовал некий аналитический доклад под названием «Пенсионный возраст: иностранный опыт и отечественные реалии». В нем обосновывается поднятие пенсионного возраста до 64 лет, а в перспективе — до 68 лет и для мужчин, и для женщин.
Не вдаваясь в подробности доклада, заметим, что сравнивать иностранный опыт и отечественные реалии — некорректно. Можно ли ставить в один ряд, скажем, Японию, где пенсионный возраст составляет 70 лет, а средняя продолжительность жизни 82 года (у женщин — 86,4 года) и Украину? Полагаем, что нет, хотя бы потому, что наши люди живут на 14 лет меньше. Опять же в среднем. Мужчины, например, нечасто доживают до 62 лет, в то время, как в Японии обычный показатель составляет 78,7 лет.
К тому же, сравнивая возраст, мы упускаем такой важный показатель, как здоровье. Украинский шахтер уже к 40 годам превращается в человека с букетом хронических заболеваний. На пенсию он выходит и вовсе инвалидом. В то же время в немецких шахтах, которые правительство собирается закрыть, ибо тонна угля там обходится втрое дороже среднеевропейской цены, воздух специально увлажняют, чтобы сберечь легкие рабочих. И так во всем.
Но подобные аргументы правительство не слышит, потому что занято другим важным делом: бесплодными попытками угодить МВФ. Поднятие возраста для женщин также было сделано в рамках «виляния хвостом». Но как показали полтора минувших года, жертва была напрасной. Согласно данным Минфина, дефицит Пенсионного фонда в 2013 году не только не уменьшился, но и вырос на 6,5 млрд грн, или на 42,5%, по сравнению с 2012 годом. И достигнет (на конец года) 21,8 млрд грн.
Судя по стараниям околопрезидентских аналитиков, власть не знает, где взять деньги на покрытие дефицита. Не знает? Что ж, можем подсказать.
Источник первый — владельцы бизнеса и олигархи. Наша система такова, что отчисления на пенсионное и социальное страхования платят лишь наемные работники, причем в довольно больших объемах — от 36,76% до 49,7% в зависимости от класса профессионального риска работы. Эти суммы в бюджет перечисляет предприятие, в фонд зарплаты своих сотрудников.
Но владельцы бизнеса очень часто зарплаты не получают. Они живут на доходы от прибыли — дивиденды, средства от продажи акций, доходы с огромных депозитов (в том числе и размещенных за границей) и т. д. И в Пенсионный фонд не платят. Что, как сами понимаете, крайне несправедливо. Почему самые бедные должны пополнять казну, а самые богатые — нет? Есть популярный ответ — дескать, мы не будем претендовать на пенсии. Но постойте — у нас система не индивидуальная, а солидарная. Общий котел. С какой же стати тогда простой человек должен кормить родителей олигархов, а он наших родителей — нет?
Вторая категория, которая много зарабатывает, но почти не платит — это топ-менеджеры. Управляющие банков, заводов, корпораций и проч. Еще в 2010 году зарплата гендиректора кое-где доходила до 100 тыс. грн в месяц! В 2012 году, по данным аудиторской компании "Эрнст энд Янг", зарплаты отдельных высокопоставленных управленцев в бизнесе достигли 2 млн грн в год. Почти 200 тыс. грн в месяц.
ДЕПУТАТЫ ПОЗАБОТИЛИСЬ О СЕБЕ ЛЮБИМЫХ
Но при чем тут Пенсионный фонд? А дело все в том, что согласно существующему законодательству, в Украине ограничен максимальный уровень доходов, с которого платится единый социальный взнос — 17 прожиточных минимумов. С 2013 года — это 18836 грн. С зарплаты, которая превышает указанную цифру, отчисления в Пенсионный фонд не взымаются. Почему? Так решили депутаты. Видимо, о себе любимых позаботились.
Интересная картина получается. Бедный должен работать почти до смерти, чтобы обеспечивать наполняемость Пенсионного фонда и почти не имея шансов воспользоваться его ресурсами для себя. А богатый платит только с небольшой части своих доходов: имея зарплату 40 тыс. грн в месяц — лишь с 18,8 тыс. грн. И это не вся льгота!
В наших банках и корпорациях для высокопоставленных управленцев есть специальная форма поощрения — бонусы. Как и за границей, бонусы могут достигать нескольких месячных окладов. Но власть почему-то не предлагает изменить закон и брать взносы в ПФ еще и с этого вида доходов. И впрямь — чего напрягаться, если можно потрясти бедных. Не наполнят Пенсионный фонд, так меньше «съедят» из него.
«То, что еще большее количество людей не доживет теперь до заслуженной пенсии, просто аморально, — говорит лидер коммунистов Петр Симоненко. — На фоне крайне низкого уровня жизни и фактического развала системы здравоохранения власть, поднимая в угоду и по требованию МВФ пенсионный возраст, поступает не только аморально, но и создает угрозу национальной безопасности».
«Фракция коммунистов пыталась добиться от коллег по парламенту отмены пенсионной реформы. Но по милости оппозиции и при большой активности власти нам не дали этого сделать. А сейчас власть решила продолжить эксперименты над народом. Причем как раз во время ожидания очередного кредита от МВФ. Не правда ли, очевидное совпадение…», – сказал Симоненко.