Креативодефицит

Одной из основных проблем нынешней оппозиции является острый дефицит креатива. Возможно он связан с отсутствием до последнего времени двух авторов, которые умеют выдавать идеи далеко за гранью благородного безумия – Юлии Тимошенко и Юрия Луценко. Возможно, есть и другие причины. Важен сам факт – оппозиция не демонстрирует способности придумать хоть что-то новое. Все уже было.

Были акции типа «Вставай, Украина», – хоть бы название поновее придумали… Были обвинения «антинародного режима» в том, что он не дает организованно подвезти галичан для участия в митингах за пределами Галичины. Героическое задержание Арсением Петровичем Яценюком и Геннадием Геннадиевичем заинтересованно наблюдавших за ними милиционеров неоднократно осуществлялось Виктором Андреевичем Ющенко. Порадовало, что по дороге из Черновцов на Яценюка не наезжал КАМАЗ – а то бы получилось совсем некрасиво…

И вот еще одно проявление дефицита креатива – выступление Николая Томенка на митинге 7 апреля: «Я думаю, что мы должны договориться и действовать следующим образом: если Янукович хочет провести свой референдум, то мы должны поставить вопрос и сказать, что мы параллельно проводим «народный референдум»».

Словосочетание «народный референдум» ввели в оборот коммунисты. Они же и осуществили такой проект, подняв, таким образом, немало своих сторонников.

В общем, ссылаться на первоисточник в данном случае было не обязательно (не думаю, что КПУ подаст на Томенко в суд), но надо понимать две простые вещи: КПУ проводила свой «референдум» до принятия закона о референдуме и не скрывала, что его юридический смысл состоит, главным образом, в формировании наказа депутатам.

Кстати, вопросы «Народного референдума» нашли свое отражение в законодательной деятельности фракции КПУ. В виде, например, законопроекта об отмене пенсионной реформы, голосование за который было провалено 2 апреля усилиями фракций «Батькивщины» и УДАРа – а надо было постараться, чтобы на решающем заседании отсутствовали по два руководителя каждой из этих фракций (в «Батькивщине» – Турчинов и Иванчук, в УДАРе – Кличко и Пинзеник).

Я, собственно, не об этом. Должно быть очевидно, что проведение заведомо не имеющего юридического смысла агитационного мероприятия «параллельно» референдуму, проводимому в соответствии с законом, выглядит немного по-детски. Примерно как карапуз, едущий «наперегонки» с машинами на трехколесном велосипеде…

Правда, тут у оппозиции есть ею же поставленное ограничение – они против действующей редакции закона о референдуме, а, значит, им нельзя пользоваться. Объяснения – одно другого краше. Говорят, что закон не соответствует Конституции. Тут ответ один – обращайтесь в Конституционный Суд. Говорят, что закон принимался карточками – так это особенность всего украинского законодательства. Давайте не будем считаться с законами вообще (включая те, которые были приняты в 2005-2009 годах), поскольку они принимались с нарушением процедуры. Кстати, неплохо было бы перед ЕС извиниться – при таких проблемах с законодательством вопрос относительно ассоциации в обозримой перспективе подниматься не может.

Продолжим. По словам Томенко, если на своем референдуме президент хочет поставить вопрос о снятии неприкосновенности с народных депутатов, то на «народном референдуме» должен стоять вопрос о снятии неприкосновенности президента, судей и депутатов.

Это не то, чтобы не ново (отмена неприкосновенности – основной лозунг оппозиции на протяжении не менее 10-ти лет), это просто смешно. Особенно если учесть, что в парламенте лежит прошедший все необходимые согласования закон об отмене депутатской неприкосновенности. Бери да принимай! Без никакого тебе референдума… Но нет – именно оппозиция сейчас категорически против его принятия!

Впрочем, версию закона с отменой неприкосновенности президента и судей принимать можно только на «народном референдуме», поскольку Конституционный Суд уже вынес вердикт относительно невозможности снятия этой неприкосновенности. Кстати, Суд принимал это решение в отношении законопроекта ПР и КПУ… И как только «регионалы» и коммунисты пошли путем отмены неприкосновенности только депутатов, как оппозиция вспомнила, что президент и судьи тоже неправы… До этого они, кстати, против такого подхода возражали. Понятно – ведь президентом тогда был Ющенко.

«Если поднимается вопрос о введении мажоритарной системы выборов депутатов, то на народном референдуме должен был поднят вопрос о введении партийной системы выборов с открытыми списками».

Вообще-то говоря об этом оппозиции надо было думать немного раньше – когда принимался нынешний закон о выборах народных депутатов. Однако тогда, не смотря на слабо скрываемое недовольство коммунистов и предупреждения Медведчука, оппозиционеры радовались принятию удивительно демократичного закона. Потом они же жаловались на то, что закон оказался не таким уж демократическим. А потом проклинали его в качестве исказившего результаты голосования. Так сами же принимали…

«Кроме того, на народном референдуме должен быть поднят вопрос о ликвидации областных, районных и местных государственных администраций».

Дурной тон напоминать, что у нынешней оппозиции было 5 лет, чтобы провести такие изменения. Мне другое непонятно – как можно ликвидировать государственные администрации не создав какие-то другие исполнительные органы? Неужели нельзя ту же самую мысль сформулировать не как «ликвидацию», а совсем наоборот – как расширение полномочий органов местного и регионального самоуправления?

Догадываюсь, что нельзя – именно этого расширения полномочий оппозиция боится с особой силой, ибо тогда придется отчитываться об итогах своей власти в тех регионах, где она имеет большинство в местных советах. Вот, например, во Львове, относительно ситуации в котором «свободовцы» предлагают специальную парламентскую комиссию создавать – горсовет и облсовет не справляются. А ведь там не администрация бесчинствует, а всенародно избранный городской голова…

Перефразируя слова классика, скажу – такой «критафф» нам не нужен. На нем не только революцию, но и вполне травоядную «конструктивную оппозицию» не построишь.

Читайте также по теме