Совет директоров МВФ на своем последнем заседании принял решение о предоставлении Украине средств эквивалентных 1 млрд долларов США в рамках очередного, второго по счету, пересмотра программы расширенного кредитования (EFF).
Эти средства были выделены не смотря на то, что правительством Украина не был достигнут ни один из критериев эффективности, обозначенный к выполнению в Меморандуме с МВФ. До конца года Кабмин Гройсмана может (теоретически) рассчитывать на еще один транш кредита в размере 1,33 млрд долларов США. Решение об его выделении, скорее всего, будет рассматриваться в период с 15 по 20 ноября текущего года.
Полученные от МВФ кредитные средства 2016 планируется направить на увеличение золотовалютных резервов НБУ. То есть на финансирование дефицита государственного бюджета или инфраструктурные проекты развития экономики эти средства направляться не будут. Проще говоря, этот кредит совершенно бесполезен для экономики страны и единственное на что его выделение может реально повлиять, так это на сглаживание колебаний курса гривны, да и то, ненадолго.
Однако, как и в случае с предыдущими траншами, всегда есть неочевидные, но значимые последствия его получения. Так, экономист Виктор Скаршевский напоминает о том, что для поддержания обменного курса Национальный банк использует собственные средства, так называемые чистые международные резервы. А вот кредитные средства, в том числе кредиты МВФ, для поддержки гривны использовать нельзя. Чистые международные резервы (ЧМР) на 31.08.2016 составляли… всего-навсего $3,4 млрд. Показатель ЧМР является одним из ключевых количественных маяков программы сотрудничества с МВФ. Согласно Меморандуму от 21 июля 2015, чистые международные резервы на конец июня 2016 года должны были бы составить $4,4 млрд., а фактические резервы на эту дату составили лишь $3,2 млрд. Т.е. Нацбанк недовыполнил этот показатель в июне более чем на $1 млрд. и не выполняет его с сентября 2015 года. Фактически, согласно предыдущему Меморандуму, Нацбанк не имел и не имеет права расходовать доллары из ЧМР на интервенции, в т.ч. $200 млн. в августе-сентябре, который НБУ израсходовал на поддержку гривны. Если бы Нацбанк полностью выполнил критерии, зафиксированные в Меморандуме с МВФ, то ему бы пришлось выкупить с рынка дополнительно 1 млрд долларов, что привело бы к еще большей девальвации гривны. В итоге, критерии ЧМР, зафиксированные в Меморандуме с МВФ, ограничивают возможности Нацбанка в предотвращении девальвационных процессов, даже тогда, когда у Нацбанка имеются для этого необходимые валютные ресурсы, тем самым стимулируя девальвацию гривны.
Но и это еще не все. Для получения следующего транша кредита, так как этот правительству дали авансом, Кабмин должен:
- провести "пенсионную реформу", то есть:
- поднять пенсионный возраст;
- внедрить накопительную систему пенсионного страхования не смотря на отсутствие всех трех необходимых условий ее внедрения (бездефицитность бюджета ПФУ, роста экономики в предыдущие два года, соответствия минимальной зарплаты прожиточному минимуму);
- отменить льготы пенсионерам;
- пересмотреть коммунальные тарифы (то есть очередной раз их повысить);
- определить перечень предприятий для приватизации, и до конца года "провести" этот перечень через Верховную Раду;
- распродать земли сельскохозяйственного назначения или, как минимум, внести в парламент и пролоббировать принятие законопроекта о рынке земли.
К реформам это не имеет ни малейшего отношения. Снижение социальных гарантий приведет к продолжению коллапса на внутреннем рынке, в результате чего бюджетный дефицит будет лишь расти. Спасать ситуацию придется за счет эмиссии и новых кредитов. Что в свою очередь приведет к дальнейшей девальвации гривны. Кредиты — они разные бывают. МВФовский — вот такой.