В украинский кинопрокат вышел украинский фильм «Ломбард» (режиссера Любомира Левицкого). И уже этого повода оказалось достаточно, чтобы некоторые и многие заговорили о прорыве и «возрождении» национального кино. А, может, это не возрождение, а заблуждение?
Молодой человек Любомир Левицкий отличается от многих своих коллег-режиссеров невероятной энергичностью, пробивными способностями и наглядной реализацией длинного постулата «капля камень точит». Прежде выпущенный им триллер под названием «Штольня» ничего – кроме ужаса – вызвать не мог. Судя по его художественным качествам. Относительный финансовый успех этого проекта и его же творческий крах, тем не менее, парня не сломил, а закалил. И как сам он признался в СМИ, невероятными усилиями собрал 13 млн долларов – уже на новый фильм – на «Ломбард». Львиная доля этих сборов, очевидно, пошла русскому актеру Денису Никифорову («Бой с тенью»), один съемочный день которого тянет на 5 тыс. долларов. Да за такие деньги, ребята, можно снять полтруппы Киевского Молодого театра – и они еще вам должны останутся. Впрочем, не в деньгах счастье. Хотя канва фильма это рьяно опровергает. Герои Левицкого, некие братья Марк и Яша, вернувшись из тюрьмы, становятся претендентами на хозяйство в успешном ломбарде. А там засел противный дядя Феликс, который не хочет вступать в долю с родственниками. И тогда Марк (Никифоров) и Яша (Павел Пискун) втягиваются в сложные интриги, авантюры. Продажные милиционеры, коварные банкиры, гопники, стопники. Короче говоря, весь этот джаз, который у нас на районе, где не звонят, а звонят. Саундтреком фильма становится невнятные и глупые диалоги, стрельба из разных калибров, крики, визги и т.д.
Левицкий демонстративно позиционирует свой фильм как украинский привет Гаю Риччи (бывшему мужу Мадонны). Создателю нашумевших боевиков «Карты, деньги, два ствола» и «Большой куш». Наш режиссер хочет войти в чужую реку, в каком-то смысле оригинальный авторский мир Риччи, не замочив свои ноги, а добравшись до нового берега победителем. Как бы ни так!
Как бы не рапортовали дружно организованные пиар-материалы о «возрождении украинского кино» на примере этого криминального «Ломбарда», а все-таки хочется понять: в чем же смысл подобного ренессанса? В копировании чужой стилистики? В сомнительном кастинге, когда ни один актер не может похвастаться харизмой, яркой творческой индивидуальностью, в конце концов, — запоминаемостью и обаянием? Если путь, предложенный «Ломбардом», – сканирование чужих боевиков, заимствование чужих ходов – мы называем нашей новой киноэрой, то эта эра называется – «тупик». Никогда национальный кинематограф не мог расцвести благодаря копировальной технике. Ведь даже криминальные сюжеты здесь у нас имеют свою, а не гайриччевскую ментальную окраску. И уж если надумали стрелять, воровать, пугать на экране, то украинские ужасы, которые бродят по неведомым дорожкам, гораздо страшнее и для экрана занимательней. Просто к ним нужно приглядеться. И обладая авторским, а не сканировочным талантом, их нужно увидеть, осмыслить, запечатлеть – а мы прослезимся. Пока что слезы по другому поводу.