Минувший понедельник обещал быть для нашей страны поистине знаковым днем. Именно 16 июня в Минске состоялась трехстороння встреча по урегулированию на Донбассе, а Европейский Парламент заслушал специальный доклад о нарушении мирных договоренностей. И политики, и аналитики практически в один голос заявляли: оба мероприятия станут новой вехой на пути к полному прекращению огня в Донецкой и Луганской областях, в мировое сообщество, наконец, даст четкую оценку событиям в донбасском регионе и приступит к активным миротворческим действиям. Не получилось.
Комментируя итоги минской встречи трехсторонней группы, официальный представитель ОБСЕ Хайди Тальявини выглядела не столько растерянной, сколько раздосадованной. «Наметился определенный прогресс, но особого прорыва нет», — многозначительно заявила она. И далее, словно вспомнив о своей дипломатической миссии, добавила: «Будем работать далее, и надеяться на лучшее». Последняя фраза европейкой чиновницы прозвучала и вовсе странно. Все дело в том, что Тальявини на днях подала в отставку и на ее место уже назначен новый дипломат, который и будет представлять ОБСЕ на последующих переговорах. Что же касается самой надежды в данном контексте, то она, образно выражаясь, тает на глазах.
В ходе заседаний в Минске делегаты от Украины, России и Объединенной Европы так и не смогли прийти к «общему знаменателю» в отношении выборов на территории мятежного украинского региона и не достигли консенсуса по вопросу целесообразности снятия с Донецкой и Луганской областей экономической блокады. Более того, определенного согласия не было достигнуто даже по так называемым «мелким» вопросам, как то возможности беспрепятственного выезда из оккупированных территорий мирных граждан, процессу начисления пенсий и доставке гуманитарных грузов. Напрасно глава украинской делегации Леонид Кучма призывал коллег к «конструктивному диалогу» и предлагал увеличить «буферную территорию». Напрасно руководитель российской миссии Азамат Кульмухаметов распространялся относительно создания совместных сил быстрого реагирования. Ии совершенно напрасно представитель «ДНР», который выступал в качестве «приглашенной стороны», требовал от участников встречи «сделать хоть что-нибудь для определения статуса украинского юго-востока». «Фактически, ситуация зависла на одном месте. Мелкие уступки, совместные решения не могут глобально повлиять на происходящее», — констатировал Тальявини. И этим все сказано.
Не менее драматичной ситуация выглядела в зале заседаний Европейского Парламента. Доклад представителя Украины при ЕС Константина Елисеева о систематическом нарушении перемирия на Донбассе, невыполнении Минских соглашений и эскалации кризиса на Донбассе в целом действительно произвел на ЕП впечатление. Глава структуры Жан-Клод Юнкер в ответном слове подчеркнул, что Европа, дескать, сопереживает по поводу сложившейся на юго-востоке Украины ситуации и сочувствует Киеву. Более того – будет искать пути преодоления кризиса, что «безусловно, в будущем приведет к миру и спокойствию». И все. Ни больше, ни меньше. В ходе дальнейшего обсуждения вопроса парламентарии ограничились банальными рекомендациями поиска дипломатических средств для урегулирования донбасского конфликта.
Странная тактика, не правда ли? Складывается вполне оправданное и объяснимое впечатление, что ни Запад, ни сами участники конфликта на Донбассе попросту не знают, как вести себя дальше. Похоже, пресловутой Объединенной Европе попросту надоели проблемы Украины, которая под эгидой своей интеграции в ЕС хочет переложить часть из них на плечи Брюсселя. Москва же устала – пусть и нелепо – оправдываться перед международным сообществом после очередной вылазки «ополченцев». А Киев автоматически расписывается в неспособности предотвратить пресловутую эскалацию напряженности.
«Здесь мы сталкиваемся с явлением, которое в дипломатии называется «эффектом кривого зеркала», — сказал ГолосUAфранцузский эксперт в сфере международных отношений Кристиан де Мийен. – Суть проблемы, на первый взгляд, ясна: необходимо положить конец конфликту на Донбассе. Но каждая сторона видит методы этого по-своему. Отстаивая собственную точку зрения и не желая идти на уступки оппонентам, дипломаты окончательно зашли в тупик. А в это самое время боевые действия в регионе продолжаются, и никто не может с точностью сказать, когда именно донбасскому хаосу придет конец».
Ответ на последний вопрос явно попытаются дать представители «Нормандской четверки» на запланированном на 23 июня в Париже саммите. Главы внешнеполитических ведомств Украины, России, Германии и Франции в очередной раз соберутся для того, чтобы найти пути выхода из сложившегося тупика. Впрочем, и эта встреча от фиаско отнюдь не застрахована.