В мае министр социальной политики Андрей Рева высказался за очередное реформирование оплаты единого социального взноса (ЕСВ), объяснив это тем, что отечественная пенсионная система близка к коллапсу в связи с угрожающе выросшим дефицитом Пенсионного фонда Украины (ПФУ).
Чиновник констатировал провал усилий прошлого правительства по отбеливанию и повышению заработных плат через снижения размера ставки ЕСВ с 38% до 22%, которое, напомним, состоялось после принятия налоговой реформы, формат которой согласовали тогдашнее Министерство финансов и комитет Верховной Рады по вопросам налоговой и таможенной политики. Новая ставка, согласно обновленной редакции Налогового кодекса, унифицирована, а оплата взноса осуществляется только с зарплатного фонда.
Понижая ЕСВ, чиновники и законодатели, рассчитывали на то, что крупный бизнес отреагирует на новшество ростом окладов и дисциплинарной уплатой взноса, но этого, как говорит А. Рева, не произошло.
«Прошло 5 месяцев и я хочу вам доложить, что дефицит ПФУ, который в прошлом году составил 80 млрд гривен, составляет сегодня 145 млрд гривен. То есть, мы взяли 65 млрд гривен и отдали крупному бизнесу, надеясь, что ему будет стыдно и он их вернет через повышение заработных плат и уплату взносов в Пенсионный фонд. Этого не произошло», — сообщил он.
Одним из методов борьбы с данной тенденцией могло бы стать расширение базы обложения ЕСВ, говорит чиновник.
Добавим, что экспертная среда неоднократно предупреждала о том, что аккумулированные в результате снижения ЕСВ денежные средства не увидят работники, но власти остались глухи к призывам и менять курс не собираются.
Так, вице-премьер-министр Павел Розенко заверил, что правительство не будет пересматривать параметры ЕСВ.
«Государство сознательно пошло на снижение ЕСВ, сделав шаг навстречу бизнесу. С одной стороны, да, это шаг непростой для ПФУ, но благодаря уменьшению налоговой нагрузки мы рассчитываем и на детенизацию бизнеса, и на создание новых рабочих мест, и на увеличение зарплат в легальном секторе экономики. Назад, к увеличению ЕСВ, никакие шаги осуществляться не будут. Политика государства идет на снижение налогов. Мы и дальше будем двигаться к уменьшению налогового, финансового, фискального давления на бизнес, таким образом, запуская нашу экономику», — пообещал он.
Как бы то ни было, проблема ПФУ, как показывают цифры, только обострилась. Спорный налог на пенсию, по словам А. Ревы, дополнительно принес 1,8 млрд гривен, что сильно не «меняет погоды».
В любом случае пенсионный кризис можно преодолеть комплексно, путем проведения реформы, которая предполагает введение трехуровневой системы пенсионного обеспечения, полного снятия с ПФУ бремени в виде выплаты надбавок к пенсиям, не связанных со страховым стажем и заработком, а также повышения пенсионного возраста. О целесообразности последнего, кстати, говорит профильный министр.
П. Розенко надеется, что реформа будет поддержана Верховной Радой уже в этом году, однако подобные желания он озвучивал еще 2015 году. То есть, как пойдет дело в данном случае зависит только от депутатов.
В то же время глава Украинского института публичной политики Максим Борода акцентирует внимание на рисках запуска реформы в связи с девальвационными процессами.
«Смысл внедрения смешанной системы пенсионного обеспечения о том, чтобы стимулировать людей с большими доходами участвовать в пенсионной системе, чтобы люди сами откладывали себе на пенсию на протяжении жизни. Не будет привязки к общему «пенсионному котлу», уровню зарплаты. Но в наших условиях, и, вообще, в условиях переходной экономики, это может быть очень осложнено значительной девальвацией, и, соответственно, инфляцией. Девальвация и далее, скорее всего, будет продолжаться. Может быть не так стремительно, как ранее, но процесс этот будет идти. Сегодня люди понимают, что в солидарной системе пенсии хоть как-то индексируются, а с накопительной системой такого не будет», — сказал он.
Другой враг ПФУ — различные доплаты и надбавки, которые усиливают нагрузку на фонд, постепенно снимаются. Так, например, с 1 июня 2015 года ПФУ прекратил практику назначения спецпенсий депутатам, министрам, судьям, прокурорам, таможенникам, налоговикам и другим чиновникам.
Что касается повышения пенсионного возраста, то власти пока открещиваются от подобных шагов.
«Вопрос о повышении пенсионного возраста на сегодняшний день снят с повестки дня. Пока есть варианты применить другие меры по наполнению Пенсионного фонда Украины, чем поднятие пенсионного возраста», — сказал П. Розенко.
Олег Устенко, директор Международного фонда «Блейзер», говорит, что чиновники лукавят, отрицая перспективу повышения пенсионного возраста.
«Наиболее вероятно, что в скором времени мы с вами увидим повышение пенсионного возраста, ограничение максимального уровня пенсий и отмену целого ряда льготных пенсий. Произойдет все, скорее всего, осенью. П. Розенко занимает абсолютно популистскую позицию относительно повышения пенсионного возраста. Это непопулярная мера, поэтому его заявления о том, что возраст не будет повышаться, не соответствует реальности», — прогнозирует эксперт, добавляя, что возраст повысится до 62 лет.
Руководитель Центра «Третий сектор» Андрей Золотарев комментирует ситуацию следующим образом: «Тот же Миклош (член национального совета реформ, экс-вице-премьер-министр Словакии Иван Миклош – Ред.) заговорил о необходимости поднятия пенсионного возраста в стране, а на фоне средней продолжительности жизни это означает, что львиная доля украинцев рискует не дожить до пенсии, а в таких раскладах – зачем тогда платить деньги государству, если перспектива пенсии отодвигается в неопределенное будущее».
А. Золотарев также отмечает, что нынешний дефицит ПФУ может быть покрыт за счет «печатного станка», что будет провоцировать рост инфляции.
Напомним, сегодня бюджет ПФУ составляет 257 млрд гривен, из которых 145 млрд гривен будут представлены дотациями и трансфертами.