Несмотря на заявленные планы, правительство пока не подписало Меморандум о взаимопонимании с представителями машиностроительных предприятий Украины. Эксперты считают, что это вызвано срывом выполнения аналогичных Меморандумов, подписанных ранее с металлургами и представителями химпрома, и констатируют неэффективность данной меры.
«Меморандум – это просто декларация намерений»
1 декабря Кабинет министров Украины планировал провести круглый стол, в ходе которого представители профильных министерств и ведомств, а также – крупнейших машиностроительных предприятий страны должны были проанализировать проблемы, возникшие в отрасли вследствие глобального кризиса, и выработать комплекс мер, направленных на стабилизацию ее работы. Как заявил несколькими днями ранее министр промышленной политики Украины Владимир Новицкий, правительство предполагало, в частности, обсудить возможности минимизации производственных затрат машиностроителей, а также – защиты трудовых коллективов предприятий в условиях сокращения объемов производства. Достигнутые договоренности Кабмин намеревался зафиксировать в третьем по счету за последние три недели Меморандуме о взаимопонимании – на сей раз с представителями машиностроительной отрасли.
Предполагалось, что к этому мероприятию Министерство промышленной политики Украины в течение последней недели ноября подготовит пакет антикризисных предложений, направленных на оптимизацию работы машиностроительной отрасли в сложившейся ситуации. А для того, чтобы этот документ в максимальной степени отражал насущные потребности данного сектора отечественной экономики, руководство Минпромполитики обратилось к представителям машиностроительных предприятий с просьбой в тот же период времени подготовить собственные предложения по выводу отрасли из кризиса.
Впрочем, главные требования украинские машиностроители сформулировали сразу же – в ходе выездной коллегии, на которой руководство Минпромполитики и обнародовало данную инициативу. А именно: аналогично представителям металлургической и химической промышленности они ходатайствовали о преференциях в пользовании продукцией и услугами естественных монополий – льготных тарифах на транспортировку грузов и энергоносители, а также – о сокращении сроков возмещения НДС до 3-5 дней и снижении налоговой нагрузки.
Тем не менее, анонсированное мероприятие не состоялось. Как предполагают эксперты, скорее всего, это произошло потому, что сроки на выработку антикризисных мер и подготовку пакета предложений были крайне сжатыми и стороны просто не успели проделать необходимую подготовительную работу. Еще одной, однако, менее вероятной причиной эксперты считают уже явно заявивший о себе «кризис жанра», который испытывает правительство в связи с ныне очевидным провалом выполнения условий Меморандума, подписанного с металлургами, и в преддверии аналогичной участи, наверняка ожидающей такой же документ для «химиков».
Симптомы кризиса в машиностроении
О том, что украинскую машиностроительную отрасль постигнет та же участь, что и весь горно-металлургический комплекс, химпром и другие сегменты реального сектора отечественной экономики, эксперты предупреждали еще в середине октября нынешнего года. Первым об этом заявил Анатолий Гиршфельд, президент созданной в 1995 году индустриальной группы «Украинская промышленная энергетическая компания», в состав которой входят: Харьковский подшипниковый завод, Харьковский станкостроительный завод, Харьковский электротехнический завод «Укрэлектромаш», Украинская литейная компания, Лозовский кузнечно-механический завод, Швейная фабрика им. Тинякова и другие предприятия.
В частности, г-н Гиршфельд предупреждал о том, что вслед за металлургией волна кризиса охватит, в первую очередь, технологически связанные с ней предприятия тяжелого машиностроения, а далее – и всю отрасль в целом, вплоть до автомобилестроения. Одной из причин подобного развития событий, по мнению эксперта, станет «почти полное отсутствие кредитования потребителей сельскохозяйственной и автомобильной техники».
Наряду с этим эксперт констатировал, что назревающий кризис в машиностроении является результатом ущербности украинской макроэкономической политики в целом. Так, по его оценкам, в течение последних лет динамика ВВП, курс гривны и другие макроэкономические параметры имели обнадеживающий вид только «за счет интенсивного экспорта металлопродукции, а также – разного рода сырья и, соответственно, большого притока валютной выручки». При этом все правительства «в лучшем случае просто не мешали развитию реального сектора и ставили эту видимость экономического роста себе в заслугу». Однако, «они так и не провели необходимых структурных реформ, хотя специалисты неоднократно указывали на ущербность сложившейся экономической модели». А потому, подытожил эксперт, для стран, подобных Украине, где основу экспорта составляют низкотехнологичные, а основу импорта — высокотехнологичные товары, сценарий развития кризиса будет наиболее жестким».
Как бы то ни было, но полтора месяца спустя после данного прогноза амплитуда состояния тех или иных машиностроительных предприятий колеблется от остановки работы до заключения новых перспективных контрактов. Разумеется, в низшей точке этой кривой оказались производители оборудования для металлургов, большинство из которых вынуждены сегодня сворачивать ранее принятые программы по модернизации производства.
Так, одно из ведущих предприятий тяжелого машиностроения Украины – «Новокраматорский машиностроительный завод» вынуждено было приостановить производство продукции почти для всех украинских потребителей и вдвое сократить ее поставки в Россию «из-за неплатежеспособности партнеров и их отказа от ранее заказанного оборудования». Более того, согласно данным пресс-службы предприятия, в настоящее на его складах накопилось готовой продукции на общую сумму 700 млн грн., «за которую пока потребители не могут заплатить».
Напомним, что в прошлом году, по сравнению с 2006 годом, рост чистого дохода завода от реализации продукции на этом предприяти составил 36,7% или почти 2,2 млрд. грн. В нынешнем же году завод планировал увеличить производство до 3,3 млрд грн, а в следующем – до 5 млрд грн.
Однако, как отметил президент акционерного общества народный депутат Украины Георгий Скударь, на сегодня объемы производства на предприятии, по сравнению с летними месяцами, существенно сократились из-за приостановки выполнения ряда ранее полученных заказов и почти полного отсутствия новых. Согласно прогнозу г-на Скударя, до конца года завод будет работать «хоть и полную рабочую неделю, но с неполной загрузкой». При этом, он «на 100% уверен, что и в 2009 году предприятие к уровню лета 2008 года не вернется».
При этом, как отметил г-н Скударь, даже с выполнением тех контрактов, которые остались в силе, завод испытывает ряд трудностей из-за отсутствия средств, заблокированных на банковских счетах. А потому задачей №1 для менеджмента предприятия является он считает поиск платежеспособных партнеров. Что на сегодня крайне сложно, поскольку металлурги, в том числе и зарубежные, как основные потребители продукции завода, переживают нынешний кризис в наиболее острой форме.
В то же время следует отметить, что те немногие украинские машиностроительные предприятия, которые ориентированы на выпуск высокотехнологичной продукции, не только «не падают», но, наоборот, набирают обороты. В частности, в одной из высших точек амплитуды общеотраслевого положения дел оказалось госпредприятие «Харьковский машиностроительный завод ФЭД». Так, в то же самое время, когда «Новокраматорский машиностроительный завод» объявил о свертывании ряда проектов, генеральный директор Харьковского машиностроительного завода Александр Жданов сообщил о том, что подписал контракт о поставках топливной аппаратуры для авиационных двигателей в Китай. Как уточнил г-н Жданов, авиадвигатели для китайских потребителей будет производить другой украинский представитель высокотехнологичного машиностроения – «Мотор Сич».
Наряду с этим партнеры также планируют в ближайшем будущем наладить совместное производство авиадвигателей в Китае, что гарантирует харьковскому заводу, который сейчас почти 50% собственной продукции поставляет в Россию, еще один стабильный и перспективный рынок сбыта. За счет чего, подытожил директор предприятия, в будущем году Харьковский машиностроительный сможет увеличить объемы производства на 50%.
Как бы то ни было, но высокотехнологичные предприятия не образуют критической массы ни в машиностроительной отрасли, ни в экономике Украины в целом, а потому – вслед за другими базовыми сегментами она все более соскальзывает в состояние кризиса. Как считают эксперты, в полном соответствии с предварительными прогнозами самих машиностроителей, отрасль ожидает постепенное свертывание производства из-за кризиса платежей, высоких цен на сырьевые материалы отечественного производства и низкой конкурентоспособности конечного продукта. Если, конечно, украинские власти не примут эффективные меры.
Крах правительственных обещаний
Как известно, до сих пор правительство, кроме подписания Меморандумов о взаимопонимании, отраслям отечественной экономики, в наибольшей степени пострадавшим от кризиса, почти ничего не смогло предложить. Так, 10 ноября Кабмин, с одной стороны, и руководители предприятий, производственных объединений горно-металлургического комплекса, и профсоюзов, с другой, поставили подпись под двусторонней декларацией намерений №1, а 17 ноября правительство и представители химпрома завизировали Меморандум №2. Однако лишь отдельные положения этих документов, касающиеся в основном металлургов, были зафиксированы соответствующими постановлениями Кабмина и стали обязательными для выполнения.
Что же касается тех пунктов, выполнение которых действительно могло бы иметь решающее значение для стабилизации работы в «падающих» отраслях, то они, как констатировали их представители, так и оставшись всего лишь декларациями, уже превратились в поводы для взаимных обвинений сторон. В частности, Премьер-министр Украины Юлия Тимошенко предъявила сталеварам претензии в том, что они не выкупают оговоренные документом объемы угля у госпредприятия «Уголь Украины», а также – в том, что они не снизили цены на свою продукцию на внутреннем рынке. То есть – не стали спасать углепром — как одного из поставщиков сырья, и строительство с машиностроением — как основных потребителей конечного продукта.
В свою очередь металлурги парировали тем, что, вопреки обещаниям правительства, цены на газ и для металлургов, и для химиков не только не уменьшились, но, наоборот, повысились. Действительно, как напомнил генеральный директор «Металлургпрома» Василий Харахулах, «инициированное правительством упразднение целевой надбавки на газ – около 100 грн.– было в 2 раза перекрыто ростом оплаты за транспортировку газа до 240 грн». Наряду с этим Кабмин так и не смог повлиять на монопольного производителя железорудного сырья в Украине компанию «Метинвест Холдинг», в результате чего отечественные метпредприятия покупают его по ценам, существенно превышающим российские – 70 долларов за 1 тонну в отличие от 50 долларов в РФ, и незначительно – общемировые. Вследствие чего «металлурги просто не могут снизить цены на собственную продукцию», подытожил г-н Харахулах.
Что же касается результатов подписания Меморандума с представителями химпрома, то они до сих пор исчерпываются широкомасштабными обещаниями. Напомним, что данный документ был составлен с учетом почти всех требований «химиков» и должен был лечь в основу многочисленных поправок и доработок к уже принятому год назад в первом чтении законопроекту «О мерах государственной поддержки и регулирования развития производства минеральных удобрений в Украине». Для доработки проекта закона даже была создана рабочая группа, в состав которой вошли представители отрасли и профильных министерств. При этом и парламентарии, и правительство заверяли химпром, что данный нормативный акт будет принят уже к концу ноября. Однако этого и до сих пор не случилось.
Вполне естественно, что подобное развитие событий подорвало бы веру в меморандумы как эффективный способ решения отраслевых проблем в ситуации глобального кризиса даже у самых наивных наблюдателей. Что же касается экспертов, то они считают, что в лучшем случае подобная мера «может дать результат лишь в краткосрочной перспективе», но, как подчеркивает президент Украинского союза промышленников и предпринимателей, народный депутат Украины Анатолий Кинах, «она ни в коей мере не решит системных проблем отечественной экономики, которые и стали причиной кризиса». В худшем же случае, что ныне и происходит, она просто будет безрезультатной. А потому – стоит ли тратить время на разработку условий еще одного соглашения – на сей раз между Кабмином и машиностроителями, если два других уже продемонстрировали свою неэффективность?