Пожары в детском лагере «Виктория» и отеле «Токио стар», по экспертному мнению, не заставили чиновников сделать выводы. Дескать, поэтому пожар в учебном заведении снова привел к жертвам.
Погибла преподавательница колледжа
В Одесском колледже экономики, права и гостинично-ресторанного бизнеса случился пожар. Есть жертвы. «Женщина в тяжелом очень состоянии булла доставлена в больницу. Она умерла», — сообщила в полдень пресс-секретарь Одесской мэрии Наталья Мальцева.
Журналисты выяснили, что погибла преподавательница колледжа Анна Бордюк. Она 1976 года рождения. По словам очевидцев, некоторые студенты, спасаясь от огня, прыгали с пятого этажа на припаркованные авто. Огнем были охвачены 4 из 6 этажей. Горели также кабинеты института морской биологии. Дело в том, что помимо колледжа в здании размещаются институт морской биологии одесский филиал института археологии НАН Украины, несколько фирм. Само здание построено в 1914 году и известно одесским краеведам как доходный дом Асвадурова.
Напомним, что в августе резонанс вызвал пожар в одесском отеле «Токио стар», где погибло девять человек. Тогда эксперты высказывали мнение, что часть вины лежит на одесских чиновниках.
«Дело в коррумпированности чиновников, которые в лучшем случае имитируют какой-то контроль над соблюдением мер безопасности. Системная безнаказанность, особенно летом, когда город зарабатывает на большом наплыве людей, где закрываются глаза на любые нарушения и используются любой квадратный метр», — отмечал тогда эксперт по вопросам безопасности Сергей Шабовта.
Президент Владимир Зеленский пообещал лично проконтролировать, чтобы виновные в трагедии не избежали наказания, и обвинил владельца сгоревшего отеля в преступном легкомыслии. «Этому будет положен конец», — писал глава государства в Facebook.
27 ноября владельца отеля «Токио Стар» выпустили из СИЗО под круглосуточный домашний арест. Его обязали носить электронный браслет и освободили из-под ареста в зале суда. Срок действия меры пресечения установлен до 18 декабря.
Следует отметить, что расследование того пожара проводит Нацполиция, а Государственное бюро расследований открыло еще одно производство — по статье о служебной халатности в отношении сотрудников Государственной службы по чрезвычайным ситуациям (ГСЧС).
В ГБР сообщили, что изучают выполнение пожарными служебных обязанностей «при осуществлении ими проверок и других мероприятий с целью контроля за состоянием системы противопожарной безопасности». Дело было открыто – ч. 2 ст. 367 Уголовного кодекса Украины (служебная халатность, повлекшая тяжкие последствия).
Та же статья уголовного кодекса (служебная халатность) фигурировала в расследовании пожара в одесском детском лагере «Виктория», где в сентябре 2017 года произошел пожар. Тогда в лагере находилось 150 детей. Трое из них погибли.
Расследование затянулось на два года. Условный срок получила простая воспитательница, которая расписалась в том, что является ответственной за пожарную безопасность.
В деле фигурировали директора лагеря, бывшая вице-мэр Одессы, бывший начальника райотдела ГСЧС и инспекторы этого подразделения. Часть производств находится в судах, а часть все еще расследуется. Президент Владимир Зеленский поручал подготовить об этом расследовании отчет. Но о результатах не сообщалось.
Девять несовершеннолетних, пятеро пожарных
Сергей Шабовта отмечает, что после пожара в детском лагере «Виктория» в Одессе должны были бы с особым вниманием провести контрольную проверку. Теперь пожар произошел в учебном заведении.
«Вся гарь и копоть, как и смерти детей, остались на совести одесских чиновников и, кстати говоря, про особые наказания для них мы не услышали. Поэтому на примере этого учебного заведения в Одессе мы можем видеть такое имитационное разгильдяйство, которое является главным знаком качества или отсутствия такого в деятельности ГСЧС», — сказал эксперт.
Он добавил, что о необходимости защиты безопасности этих заведений «периодически говорили в разных учреждениях образования». «Это уже не говоря о том, что начальники региональных отделений ГСЧС рассказывают о каких-то тотальных осмотрах», — иронизировал Шабовта.
Следует отметить, что на пожаре в колледже пострадали рядовые пожарные. По состоянию на 14.00 сообщалось, что в больницах сейчас находится 21 человек, в том числе девять несовершеннолетних учащихся колледжа и пятеро пожарных.
Один учащийся колледжа и один пожарный — в тяжелом состоянии. У пострадавших диагностируют отравление продуктами горения и ожоги.
Затем стало известно, что пожар в колледже локализован на площади в 4 тыс. кв. м. «В 14:18 пожар локализован», — сообщили в ГСЧС. Как сообщила спикер ГСЧС в Одесской области Ольга Сафронова, работы по ликвидации пожара продолжаются. «На данный момент количество пострадавших — 20 человек. 7 из них — сотрудники ГСЧС», — сообщила она.
Кроме того, по ее словам, около 9-10 человек не выходят на связь. Среди них и ученики, и руководство колледжа.
По данным ГСЧС, пожар начался в 10:12 на третьем этаже здания, в помещении колледжа. Огонь сразу же распространился на 700 м. кв. В тушении участвовали 65 пожарных и 16 единиц техники.
Одни очевидцы сообщали в СМИ: «Все произошло внезапно, пошел черный чадный дым, еле выбрались из здания». Другие утверждали: «огонь вспыхнул на перекрытиях между третьим и четвертым этажами». Пламя было видно из окна третьего этажа.
Сообщалось, что из-за пожара не действовали семь троллейбусных маршрутов. Экс-губернатор Одесской области Николай Скорик написал в Facebook: «Прекрасно понимаю, что чувствовали родители под окнами пылающего колледжа, пытаясь отыскать собственных детей».
Ни министр внутренних дел Арсен Аваков, которому подчиняются пожарные, ни Президент Владимир Зеленский не спешили высказываться по поводу пожара. Хотя и министр, и Президент в сентябре оперативно комментировали пожар в пустом доме экс-главы Нацбанка Валерии Гонтаревой, в котором никто не пострадал.
Мэр Одессы Геннадий Труханов во время заседания исполкома заявил, что в колледже не было отопления, поэтому там могли пользоваться электрообогревателями. Дескать, мэр общался во дворе колледжа с родителями, которые и рассказали ему, что в помещении не было отопления, поэтому, возможно, были включены электрические приборы.
«Будем выяснять, почему не было отопления, кто виноват, почему возник пожар».
Отметим, что отопительный сезон в Одессе начался 1 ноября, а 3 декабря в пресс-службе Нафтогаза сообщали, что отдельные дома в Одессе не имеют отопления из-за того, что компании-теплопоставщики, которые их обслуживают, не погасили свою задолженность за газ перед Нафтогазом.