ЕС хочет украинский «кругляк», мораторий на экспорт которого Украина ввела еще в 2015 году. Европейцы напоминают, что подобные запретительные меры противоречат духу зоны свободной торговли Украина-ЕС и используют в качестве рычага давления выделение очередной порции маркофинансовой помощи.
Европейские чиновники призывают украинские власти открыть для карпатского и полесского леса-«кругляка» доступ на европейские рынки, отмечая, что этот шаг ускорит процесс предоставления второго транша на 600 млн евро в рамках Третьей программы макрофинансовой помощи ЕС с общим бюджетом в 1,8 млрд евро.
Сегодня деревоперерабатывающая промышленность ЕС официально лишена украинского сырья из-за моратория на экспорт леса-«кругляка», который Верховная Рада поддержала, приняв в апреле 2015 года закон №1362.
Согласно документу, на 10 лет вводится запрет на вывоз лесо- и пиломатериалов в необработанном виде. В частности, для древесных пород, кроме сосны, мораторий уже действует с 1 ноября 2015 года, а для сосны — с 1 января 2017 года. Кроме того, дуб, по данному закону, включен в перечень ценных и редких пород деревьев.
Инициаторы закона пояснили потребность ввода моратория экологическими и экономическими угрозами для страны.
Авторы законодательной инициативы указывали, что около 70% украинской необработанной древесины направляется за рубеж и торгуется по 80-90 долларов за кубометр, тогда как обработанное дерево на мировых биржах уже продается по 950 долларов за условный кубометр.
По мнению же европейских политиков, которые в данном вопросе, по сути, транслируют позицию предпринимательских кругов ЕС, закон №1362 нарушает обязательства Украины перед Всемирной торговой организацией (ВТО) и ЕС. В частности, речь идет о статье XI «Общая отмена количественных ограничений» Генерального соглашения по тарифам и торговле ВТО и аналогичной статье в рамках Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС.
«Украина должна продемонстрировать ЕС и потенциальным инвесторам, что она является надежным партнером. Запрет на экспорт древесины противоречит обязательствам Украины как члена ВТО. Кроме того, она прямо противоречит ключевому принципу ГВЗСТ (глубокая и всеобъемлющая зона свободной торговли Украина-ЕС – Авт.), согласно которой обе стороны договариваются не накладывать каких-либо ограничений на экспорт. В ЕС нет экспортных ограничений на какие-либо продукты. Никаких запретов, квот, налогов. Дело в том, что Евросоюз понимает, что экспорт генерирует экономический рост и рабочие места. Страны с успешными экспортными стратегиями – например, Германия – признали бы ограничения экспорта безумием», — писал в прессе еще весной руководитель торгово-экономического отдела Представительства ЕС в Украине Николас Бердж, отмечая, что запрет искусственно занижает цену на древесину для местных промышленников.
Отметим, что ассоциация «Мебельдеревпром» и Западноукраинская ассоциация лесозаготовительных и деревообрабатывающих предприятий ВАДЕП забили тревогу, когда Президент Петр Порошенко в течение четырех месяцев мешкал с подписанием закона №1362, и даже заключили меморандум о консолидации усилий в данном вопросе.
В первой половине октября новый глава представительства ЕС в Украине, посол Хюг Мингарелли вновь напомнил позицию Европы, увязав выделение очередного транша ЕС с пересмотром решения о запрете экспорта леса-«кругляка».
«Мы уже предоставили Украине первый транш в размере 600 млн евро (в июле 2015 года – Ред.) и ожидаем второй транш в 600 млн евро. Для этого Украине нужно отменить запрет на экспорт леса и решить вопрос, касающийся социального обеспечения внутренне перемещенных лиц», — заявил он.
Напомним, Украина, работая в Третьей программе макрофинансовой помощи ЕС, осенью изменила законодательство, касающееся деятельности НКРЭКУ и рынка электроэнергии, как того требовал Евросоюз. В целом второй транш ЕС был изначально увязан с принятием Верховной Радой 5 законопроектов и ряда законов в пакете МВФ-ЕС, включая отмену моратория на экспорт леса.
В марте Кабинет министров зарегистрировал законопроект №4286, которым предлагалось отменить мораторий и урегулировать этот рынок за счет введения отдельных аукционных торгов для резидентов и нерезидентов и внедрения системы электронного учета древесины всеми постоянными лесопользователями. Однако позже проект закона был отозван в связи со сменой состава правительства в апреле текущего года.
Сегодня Кабинет министров Владимира Гройсмана еще не разработал новый законопроект об отмене моратория но, по словам премьер-министра, правительство намерено решить данный вопрос как с соблюдением международных обязательств Украины, так и ее национальных интересов.
По мнению экспертов, отмена моратория может быть оправдана в случае установления экспортной пошлины или квотирования. С помощью этих мер страна может более-менее контролировать объем экспорта леса.
Вместе с тем, по данным специалистов, в Украине продолжается несанкционированный вывоз за рубеж необработанной древесины на фоне самовольной и незаконной вырубки лесных богатств Карпат и Полесья. Дельцов и нечистых на руку лесозаготовителей не останавливает тот факт, что лесопокрытая площадь Украины составляет лишь 12%.
По словам директора Киевского эколого-культурного центра Владимира Борейко, с момента введения моратория украинскую деловую древесину стали вывозить в Евросоюз под видом дров.
«Сегодня на 200 тыс. тонн вырос экспорт дров. То есть, хитрые лесопромышленники называют кругляк дровами и под видом дров везут. Тут уже вопрос к таможне, которая коррумпирована на все 100% и не может отличить дрова от «кругляка», — говорит он.
Отметим, что именно такие махинации вынудили главу Закарпатской ОГА Геннадия Москаля установить нормы для экспорта древесины через областные таможенные пункты. Губернатор считает, что дрова на экспорт должны и выглядеть как дрова — колода распилена на части и не больше метра.
Директор Украинского института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник уверен, что в Евросоюзе прекрасно знают о сопряженности экспорта украинской древесины с коррупцией в органах власти.
«Вывоз древесины в ЕС контролируют коррумпированные элиты западной Украины, и эти люди преимущественно находятся у власти. В этом вопросе есть интересы «Народного фронта», Блока Петра Порошенко. Если говорить в принципе, то требование ЕС по древесине дискредитирует европейскую идею, как таковую. В Европе прекрасно понимают, что украинская древесина это коррупция, уничтожение экологии и разграбление природных богатств Украины. Это нечестным образом вырезанный лес и рейдерский захват экологических ресурсов страны. Это как с алмазами Конго или иракской нефтью, только в нашем случае это древесина. То есть получается, что Европа преследует исключительно свои интересы и не более того», — подчеркнул он.
Главными европейскими импортерами украинской древесины, как говорит В. Борейко, являются Румыния и Польша.
По его словам, сегодня Польша за счет украинской древесины довела свой экспорт деревообрабатывающей продукции до 16,3 млрд долларов в год, тогда как весь украинский экспорт – это порядка 37 млрд долларов в год. В то же время, надо отметить, Польша, Словакия и Румыния прекратили промышленную вырубку леса в Татрах и Карпатах.
Помимо всего, из-за неконтролируемой вырубки и вывоза деловой древесины на грани экологической катастрофы может оказаться западная Украина, ведь плотные леса могут сдерживать влияние осадков и препятствовать наводнениям и селям в регионе.
Специалисты отмечают, что за год действия моратория отечественная деревообрабатывающая промышленность выросла на 15%.
Кроме того, за первое полугодие 2016 года мебельная промышленность возросла на 12%, экспорт обработанного лесоматериала увеличился на 12%, а налоги от деревообрабатывающей и мебельной промышленности поднялись на 18%.
Директор Института политического анализа и международных исследований Сергей Толстов подчеркивает, что слепое следование рекомендациям и условиям ЕС деформирует и может окончательно разрушить украинскую экономику.
По его словам, Украина должна обсуждать с европейской стороной все условия взаимной торговли. В противном случае, как подчеркнул С. Толстов, Европа будет диктовать украинской власти выгодные только ей условия и, в частности, те, которые касаются торговли лесом.