Жесткие правительственные меры, призванные упорядочить оборот медицинских препаратов на внутреннем украинском рынке, были введены чуть менее месяца. Но и этого времени хватило, дабы инициатива Кабмина вызвала в обществе крайне неоднозначную реакцию. Сторонники регулирования реализации лекарств говорят о «существенном цивилизованном прорыве в сфере здравоохранения», скептики же предрекают резкий рост цен на фармацевтическую продукцию и «процветание контрафакта». Мотивация и тех, и других не лишена логики, считают эксперты.
Случай, произошедший на одном из участков российско-украинской границы, можно было бы назвать курьезным. Или парадоксальным — кому, как больше нравится. Некий пассажир московского скорого поезда при таможенной проверке предъявил к досмотру внушительных размеров коробку аспирина, которую он вез в Киев. На замечание правоохранителя о том, что с 1 июня ввоз в Украину медикаментов ограничивается всего пятью упаковками одного наименования, мужчина отреагировал, мягко выражаясь, неадекватно. С криком: «Вот вам, подавитесь!» он принялся методично глотать таблетки горстями, запивая их стоявшей на столе минералкой. Поедание пилюль удалось пресечь с помощью вовремя подоспевшего к месту инцидента милиционера. Немного успокоившись, пассажир, оказавшийся, кстати, гражданином Украины, рассказал, что коробку аспирина, куда вошли триста упаковок, он везет исключительно для себя и своей жены. Дескать, оба они — гипертоники «со стажем», регулярно испытывают сильнейшие головные боли и нуждаются в больших дозах препарата. «Я же не виноват, что мой дядя работает на фармацевтическом предприятии и бесплатно раздает таблетки» — в стиле мультяшного кота Матроскина резюмировал путешественник. Как бы то ни было, дальнейший путь пассажир продолжил уже без своего довольно оригинального груза.
Строгий регламент на ввоз в Украину лекарств и детского питания изначально был задуман Кабинетом министров, как превентивная мера. Так правительство планировало оградить украинского производителя не только от определенной конкуренции, но и от зарубежных подделок. Как показывает практика, в последнее время в стране резко возросло количество случаев гибели в результате приема контрафактных лекарств. Кроме того, власти посчитали необходимым положить конец излюбленной практике наших сограждан лечиться самостоятельно. «И действительно, даже жутко наблюдать картину, когда в аптеке человек, жалующийся на симптомы гриппа, покупает целые пакеты дешевых лекарств сомнительной эффективности, — сказала в интервью ГолосUA врач ведущего киевского медицинского центра Галина Дудяк. — Государству необходимо установить если не тотальный, то, по крайней мере, четкий контроль над распространением медикаментов. Сегодня это — задача национального масштаба».
Впрочем, обвинять того же среднестатистического украинца в намеренном использовании исключительно дешевых препаратов бессмысленно. Так уж получилось, что на протяжении последних семи лет цены на лекарства в Украине поднимались не менее пяти раз, и подорожали, в общей сложности, вчетверо. По данным правительственных экспертов, это связано со ставшими уже банальными коррупционными схемами. Например, у производителя упаковка некоего качественного препарата стоит 50 гривен. Купившая его уполномоченная фирма взвинчивает цену на него в два раза, а точки розничной торговли, в свою очередь, осуществляют тридцатипроцентную надбавку. В итоге, тот же препарат, что называется «на выходе», продается уже по 130 гривен.
Справедливости ради стоит упомянуть, что пресловутое ужесточение контроля уже возымело обратное действие. Так, на рынке медикаментов появились десятки, а то и сотни посредников, предлагающих свой товар не напрямую от производителя, а через специализированные компании в оффшорных зонах. Получается, что ту же ацетилсалициловую кислоту сегодня дешевле приобретать не у отечественного дилера, а, скажем, у китайского или багамского. В результате, продавец имеет стопроцентную прибыль, в то время как цена для покупателя остается неизменно высокой.
Тем не менее, есть одна правительственная идея, которую однозначно одобряют и сторонники, и противники «жесткой фармацевтической политики» — усиление уголовной ответственности за оборот фальсифицированных лекарств. Согласно одному из законопроектов, уже поданных на рассмотрение Верховной Рады, за контрабанду поддельных медикаментов предусматривается тюремное заключение на срок до 10 лет; нелегальный провоз контрафактной продукции в больших объемах грозит виновному 15 годами тюрьмы, а гибель потребителя в результате отравления «подделкой» чревато пожизненным заключениям.
Как бы там ни было, а фармацевтический рынок в Украине уже претерпел ряд изменений. От того, чтобы лично убедиться, насколько они были необходимыми и насколько они будут эффективными — не застрахован никто…