Если хочется прикоснуться к эпохе аристократизма или ханата, ощутить дух имперского величия и роскоши крымско-татарских правителей, не обязательно отправляться в дальние странствия. Ведь совсем рядом вас ждет украинская «столица» царских дворцов и ханского великолепия. Все это можно увидеть воочию в Крыму, солнечный берег которого на протяжении многих веков привлекал внимание сильных мира сего. И хотя все дворцы были для императоров «всего лишь» летними резиденциями, но своей красотой и великолепием удивляют гостей до сих пор. Убедиться в этом смогли участники пресс-тура в рамках акции «7 чудес Украины: замки, крепости, дворцы» вместе с инициатором этого проекта, заместителем председателя Верховной Рады Николаем Томенко.
В течение двух солнечных дней журналисты побывали в 4 прекрасных крымских дворца: Александра ІІІ (Массандра), Ливадийском, Воронцовском и Бахчисарайском (Ханском).
Сказочная Массандра
В десятке километров от моря, в окружении старых деревьев и тишины, притаился дворец императора Александра III. Трехэтажное здание с множеством декоративных внешних деталей и высокими каминными трубами придают строению устремленность ввысь, и поэтому дворец кажется легким, изящным, сказочным.
Он предназначался для спокойного отдыха, поэтому здесь не было огромных апартаментов для приемов или парадных залов для балов.
История этого дворца полна загадок, ведь все, кто в нем когда-то жил или отдыхал, делали это недолго… Построена в 1829 году, «Массандра» уже в 1870-м вследствие бури была значительно повреждена. Граф Воронцов так и не успел перестроить свой дворец, поскольку рано умер.
В течение десяти лет недостроенный дворец с парком были без хозяина, а в 1889 году его владельцем стал царь Александр ІІІ. Однако он тоже не успел упорядочить «Массандру» из-за смерти. И только его сын Николай ІІ завершил строительство здания.
В 1929 году до начала Великой Отечественной войны здесь был расположен санаторий, а после войны – дача Сталина. Работники музея рассказывают, что великий тиран очень любил Массандру, в частности комнату с огромной террасой, на которой можно было покурить трубку и полюбоваться на местные пейзажи.
Кстати, под окнами Массандры еще со времен императора был чудесный сад роз, насчитывавший более 900 (!) сортов этих прекрасных цветов. Сейчас возле дворца их так же много и гости Массандры могут любоваться ими все лето.
Музеем же дворец Александра III стал лишь в 1992 году. И сейчас его посетители могут восхититься редкими предметами роскоши: мебелью с красного дерева, прекрасными светильниками ручной работы, мраморными каминами… А ценители вина могут продегустировать лучшие Массандровские вина прямо в погребах дворца.
«Английский» гость у подножья Ай-Петри
Еще одним «детищем» графа Воронцова является дворец у подножья горы Ай-Петри. Уникальный памятник архитектуры первой половины XІX в. был построен в Алупке для отдыха и приема высоких гостей в непринужденной летней обстановке. При строительстве дворца был настолько искусно использован рельеф местности, что, кажется, он вырастает из окружающей природы.
Автор этого архитектурного шедевра Эдуард Блор выбрал для своего творения псевдоготический стиль. И вообще здание напоминает небольшую английскую крепость средних веков. Это и не удивительно, ведь граф Воронцов учился в Англии и очень любил историю и архитектуру этой страны. /> Кстати, именно в Воронцовском дворце во время Ялтинской конференции в феврале 1945 года размещалась английская делегация во главе с премьер-министром Великобритании Уинстоном Черчиллем.
Оригинальная планировка, интересное стилевое решение каждого из корпусов, мастерство, с которым выложены стены и, наконец, отделка внутренних помещений – всё это восхищает уже не одно поколение любителей прекрасного. А для того, чтобы создать этот прекрасный дворец, были задействованы талант и труд сотен крепостных и вольнонаёмных рабочих – каменщиков, резчиков, лепщиков, столяров.
Построенный в 1828-1848 гг., Алупкинский дворец дошел до наших дней практически в первозданном виде. И хотя его богатый интерьер был разграблен во время Второй мировой войны, все же многие предметы роскоши и искусства сохранились. Например, прекрасная мебель в парадной комнате, часть картин, скульптур и даже 10 тыс. книг из знаменитой библиотеки графа Воронцова.
Но не только внешний вид Воронцовского дворца восхищает его гостей. Вокруг этого архитектурного чуда расположен не менее прекрасный дендропарк площадью почти 40 гектаров: с живописными аллеями, маленькими водопадами, тремя озерами и экзотическими деревьями. Три поколения семьи Воронцовых владели Алупкой вплоть до Октябрьской революции. А в 1920 г. здесь был созданн музей, который функционирует и до наших дней.
Летняя резиденция последнего царя
В отличие от «Массандры», Ливадийский дворец находится прямо над морским побережьем. Светлое легкое здание, созданное из инкерманского камня, кажется, вот-вот воспарит над крымскими горами и Черным морем.
Бывшая летняя резиденция последнего российского царя Николая ІІ была построена в 1910-1911 годах в стиле Возрождения. Его творец – ялтинский архитектор Николай Краснов использовал разные мотивы при строительстве корпусов. Такая уж была дань моде в начале ХХ века. В частности, для церкви был выбран византийский стиль, для внутренних двориков — арабский и итальянский, а для колодца с Химерой — готические мотивы. Главный же вход был оформлен попарно стоящими колоннами из голубовато-белого мрамора и украшен тонкой художественной резьбой по камню, выполненной русскими и итальянскими мастерами.
Краснову удалось удачно вписать дворец в окружающий ландшафт, расположить здание так, чтобы все его стороны были максимально открыты солнцу. Задание не из легких, ведь во дворце 58 комнат! Самой известной из них является Белый зал, в котором вершилась судьба мира во время Ялтинской конференции 1945 года. Нарядная комната с огромным столом, большими окнами, лепными украшениями и деталями из каррарского мрамора – именно здесь проходили встречи глав трех союзных государств антигитлеровской коалиции: СССР, США и Великобритании. С 4 по 11 февраля 1945 года участники исторической конференции обсудили совместные действия союзных государств на завершающем этапе войны.
Дворец стал музеем только в 1974 году и сейчас является одним из самых популярных туристических мест Крыма.
Столица утерянного ханства
Еще один прекрасный дворец, принимающий участие в акции «Семь чудес Украины», – резиденция династии Гераев – правителей Крымского ханата.
Именно ханский дворец в Бахчисарае в течение двух с половиной веков (1532-1783 гг.) был центром политической, духовной и культурной жизни государства крымских татар. Он является единственным в мире образцом крымско-татарской дворцовой архитектуры и уникальным для Европы целостным архитектурным комплексом ближневосточного цивилизационного круга.
На протяжении столетий в ханском дворце менялись архитектурные и орнаментальный стили. Лаконичная орнаментика росписей XVII ст. с изображениями гроздей винограда и имитацией мрамора вышли из моды, а на их место в XVIII ст. пришли изысканные растительные композиции в стиле «крымского рококо».
Последний крымский хан Шагин Ґерай вошел в крымскую историю как великий авантюрист, который в результате погубил собственную страну. Он собирался перенести крымскую столицу с Бахчисарая в Кефе (ныне Феодосия). На новом месте даже начались строительные работы, но в 1783 р., потеряв власть, он так и не реализовал свой замысел.
Уже во времена российских царей дворец был передан ведомству МВД. Тут находился полицейский чин, который при наличии письма от губернатора разрешал высоким гостям осматривать бывшую ханскую резиденцию.
После революции 1917 г. появилось много желающих прибрать к рукам ханский дворец. К счастью, художник Усеин Боданинский убедил Временное правительство создать здесь музей, который и ныне привлекает сотни тысяч туристов. Сейчас Бахчисарайский дворец является памятником истории и культуры мирового значения, он внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Заместитель Головы Верховной Рады Николай Томенко уверен, что ханский дворец в Бахчисарае — украшение не только Крыма, но и Украины. А поэтому вероятность того, что он попадет в финал, довольно высока. К тому же и Крым, и Украина в целом позиционируют себя как носители разных культур, а в данном случае речь идет об уникальной культуре крымско-татарского народа».
Характеризуя в целом крымские дворцы, Н.Томенко отметил, что они находятся в намного лучшем состоянии, по сравнению с дворцами в других областях Украины. «Я думаю, что минимум два-три объекта от полуострова будут представлены в финале проекта», — сказал он.
Справка. Всеукраинская акция «Семь чудес Украины: замки, крепости, дворцы» стартовала в 2010 году и стала третьим этапом акции «Семь чудес Украины». Основная цель этого проекта — своеобразная инвентаризация памятников, раскрытие их историко-культурного потенциала и установление перспектив привлечения в музейно-экскурсионную, гостиничную, туристическую сферу.
На сегодняшний день в акции принимают участие 138 объектов, 19 из которых – от Крыма. 24 августа 2011 года планируется объявить финалистов проекта, а победители будут определены 1 декабря этого года путем экспертного и интернет-голосования.
Олеся Звенигора