Андрей Кислов
19:20 05/05/2021

«Кризис инфраструктуры»: что не так с мостами в Украине

Мосты не ремонтировались десятки лет, железная дорога изношена наполовину, а дороги — на 90%, отмечают эксперты. Инфраструктура использовалась для обогащения, при этом «нарушен процесс воспроизводства во всем».

«Не ремонтировался ни разу с 1960 года»

Вечером, 3 мая, в селе Гаек Львовской области обрушился мост через реку Западный Буг. Главное управление Госслужбы Украины по чрезвычайным ситуациям во Львовской области сообщило в Facebook, что происшествие случилось на автодороге Львов– Луцк.

Государственное агентство автомобильных дорог Украины («Укравтодор») тотчас сообщило, что мост не ремонтировался ни разу с момента его возведения в 1960 году.

«Мостовой переход был построен в 1960 году – с тех пор он ни разу капитально не ремонтировался. В результате обрушения моста никто не пострадал», – говорится в сообщении.

В «Укравтодоре» рассказали, что сооружение более пяти лет было в предаварийном состоянии. Реконструкция была запланирована на 2021 год, ее ориентировочная стоимость – 74 млн гривен. Обещали построить быстро: «Будет оперативно определен подрядчик и в максимально короткие сроки начнутся строительные работы».

В госагентстве напомнили: в прошлом году уже была ситуация, когда из-за обвала моста были вынуждены оперативно строить новый. Речь идет о мосте через реку Чертомлык на трассе Кропивницкий – Запорожье в Днепропетровской области. «За семь месяцев переправа была полностью восстановлена. Аналогично будет реконструирована переправа через Западный Буг: оперативно и качественно», –заверили в Укравтодоре.

Эксперт Андрей Золотарев отмечает: 2020 году «Укравтодор» в рамках программы «Большое строительство» провел работы на 158 мостах. Из них 98 – это текущий средний ремонт, 43 – капитальный ремонт, а 17 мостов построили и реконструировали.

«В течение пяти лет, до 2025 года, «Укравтодор» планирует сделать столько же мостов, сколько сделали за все годы независимой Украины», — отмечает он.

Эксперт приводит цифры: за 80-е годы ХХ века были проведены работы на 1950 мостах, в 1990-е только на 619, с 2000 по 2009 годах – лишь на 337 мостах, а с 2010 по 2019 годах — на 314.

«Почти все годы независимости Украина лишь эксплуатировала советское наследие и к 2020 году страна очень близко подошла к инфраструктурному коллапсу, износ транспортных сетей Украины превысил 90%», — отмечает Андрей Золотарев.

Он указывает на данные портала slovoidilo.ua, по которым 81% всех мостов в Украине построили до 1980 года. Больше половины мостов нуждаются в ремонте, при этом каждый шестой находится в аварийном состоянии. Достоверно известно техническое состояние лишь 895 мостов, которые прошли экспертизу, а всего в Украине 16 346 мостов, которые строили или ремонтировали до 2019 года.

В Херсоне в 1954 году возвели Антоновский железнодорожный мост, который за 66 лет так и не реконструировали, пишет slovoidilo.ua. Портал указывает, что Дарницкий железнодорожный мост, построенный в 1949 году, не реконструировали ни разу. Пишут, что Мерефо-Херсонский железнодорожный мост, через Днепр который построили в 1951 году, а также два автомобильно-железнодорожных моста в Запорожье, построенные в 1952 году ‒ до сих пор не обновляли.

Портал пишет, что метромост в Киеве был возведен в 1965 году и с тех пор за 54 года эксплуатации ни разу не был капитально реконструирован. Старейший мост в Киеве – Петровский железнодорожный, был разрушен во время Второй мировой войны и восстановлен в 1945 году. С тех пор мост находится в эксплуатации уже 74 года. Срок эксплуатации знаменитого моста Патона закончился еще 6 ноября 2019, пишет slovoidilo.ua, ссылаясь на заявление представителя Института электросварки Валерия Познякова на заседании транспортной комиссии Киевсовета.

«Нарушен процесс воспроизводства во всем»

В конце марта сошел с рельсов поезд «Интерсити» Киев — Запорожье. Инцидент произошел у поселка Славгород в Днепропетровской области в 50 километрах от конечной станции следования — Запорожье. Обошлось без пострадавших. В поезде было девять вагонов, но сошли с рельсов шесть из них.

По мнению экспертов, подобные случаи происходят все чаще из-за значительного износа ж/д полотна — в его обновление «Укрзализница» практически не вкладывается, писал портал klymenko-time.com.

Портал цитировал главу филиала пассажирской компании «Укрзализныця» Александра Перцовского: «Есть версия, что под Запорожьем этот поезд мог сойти с рельсов из-за проблем с путями. Машинисту якобы пришлось экстренно тормозить, когда он заметил неполадки на рельсах».

Износ ставят под сомнение, дескать, имеются разные методики оценки. Тем не менее, klymenko-time.com цитирует эксперта по вопросам инфраструктуры Виктора Медведя: «порядка 20 млрд гривен должно ежегодно финансироваться в изношенную инфраструктуру сегодня, что это дало возможность в течение 4-5 лет не только решить текущие проблемы, но и поднять показатели комфортности по пассажирскому направлению. Сумма достаточно большая, даже для «Укрзализныци», но она может быть намного больше и намного серьезнее, если в следующий раз будут пострадавшие».

Глава «Укрзализныци» Владимир Жмак ранее сообщал, что 37% магистральных железнодорожных путей Украины эксплуатируется с просроченными сроками ремонтов. Ежегодно требуют ремонта 2 тыс. километров железных дорог.

А издание delo.ua констатировало: уровень износа всех 21,7 тысяч км путей «Укрзализныци» в целом уже достиг 50%, а полной реконструкции требуют 27% всех магистралей. Издание приводит цифры: 5,7 тысяч прогонов мостов отслужили более 50 лет, 1,07 тысяч — около 100 лет. Уровень износа подстанций для электрифицированных путей достиг уровня 67%, износ контактной сети — 55%. Парк специальной техники для ремонта железнодорожных путей уже изношен на 78%.

Отметим, что, когда 17 апреля в Запорожье сошел с рельсов трамвай, издание verge.zp.ua отмечало: «Маскируя неудовлетворительное состояние путей и изношенность трамвайных колес, в авариях все чаще обвиняют водителей». Но в запорожском издании уверены: в первую очередь к авариям приводит неудовлетворительное состояние дорожного полотна. Под этим подразумевается комплекс проблем: износ рельсы, проседание рельсошпальной решетки, слом рельсы. Когда пути долго и небрежно эксплуатируются, вполне закономерными становятся случаи схода трамваев».

А об изношенности инфраструктуры столицы вспоминают ежегодно, когда случаются аварии трубопроводов. В частности, изношенность тепловых сетей в Киеве составляет 80%. За предыдущие два года «Киевтеплоэнерго» заменило 270 км трубопроводов, что составляет около 10% от их общей протяженности (более 2,7 тыс. км).

В каждом случает предлагается способ решения – увеличить тарифы на перевозки, повысить тарифы на водоснабжение и водоотведение и т.д.

Экс-министр экономики Виктор Суслов еще в прошлом году отмечал, что инфраструктуру использовали для обогащения, при этом нарушен процесс воспроизводства во всем. Дескать, коммуникации стареют и не накоплены средства для ремонта и восстановления, промышленное оборудование изношено. То же самое – в энергетике. В ближайшие годы истекает срок эксплуатации наших АЭС.

Виктор Суслов отмечал в СМИ: «Мы атомную энергетику грабили, устанавливали заниженные тарифы выкачивая оттуда многомиллиардные финансовые ресурсы, перераспределяя их в пользу так называемых иностранных инвесторов прикрывающихся «зеленой» энергетикой. И оказывается, что нам уже нечем ремонтировать эти станции. Не говоря уже о том, что Украина не имеет средств построить что-то новое. В итоге у нас начался тотальный кризис инфраструктуры».

Читайте также по теме