Кто измерит глубину падения?

В феврале-марте нынешнего года Госкомстат и профильные министерства зафиксировали первые признаки замедления темпов снижения объемов промышленного производства в Украине по сравнению с итогами января, которые на сегодня представляют точку максимального спада. Однако, в отличие от чиновников, эксперты считают, что данная тенденция является неустойчивой и, в целом, уровень дна в рецессии отечественной экономики пока не достигнут.

Согласно последним данным, недавно обнародованным Государственным комитетом статистики, в марте нынешнего года снижение объемов промышленного производства составило 30,4% на фоне 31,6% – в феврале и 34,1% – в январе, по сравнению с аналогичными периодами прошлого года. В целом же, по итогам первого квартала уменьшение объемов промпроизводства составило 31,9% по сравнению с 32,8% по итогам января-февраля. Наряду с этим пресс-служба Министерства экономики сообщила о том, что в марте произошло увеличение объемов промпроизводства, по сравнению с февралем и тем более – январем, во всех отраслях, за исключением деревообрабатывающей, где сокращение объемов производства составило 2,5%. При этом наиболее существенный рост за этот месяц состоялся в химической и нефтехимической промышленности (на 20,6%), производстве кокса (на 13,5%), а также – в пищевой промышленности (на 12,8%). Кроме того, более или менее заметно выросли объемы производства в машиностроении (на 5,9%), металлургии (на 4,6%), производстве и распределении электроэнергии, газа и воды (на 3,6%).

Факт того, что в течение двух месяцев подряд темпы спада объемов промпроизводства в Украине замедляются, чиновники и некоторые эксперты восприняли как тенденцию если не к выходу из кризиса, то, по крайней мере, к ослабеванию факторов, работающих на его усугубление. Более того, некоторые представители государственной власти, в частности – специалисты Минэкономики, поспешили заявить, что низшая точка спада объемов промпроизводства уже пройдена и «в последующие месяцы позитивная динамика по сравнению с каждым предыдущим месяцем будет сохраняться».

Собственно говоря, основанием для подобного оптимизма, не разделяемого большинством экспертов, стала статистическая кривая первых шести месяцев кризиса. Напомним, что согласно данным Госкомстата, отечественная экономика демонстрировала устойчивую тенденцию к спаду с октября 2008 года по январь нынешнего, темпы которого постоянно ускорялись. Так, в течение октября минувшего года – в первый месяц кризиса – объемы промышленного производства в Украине сократились на 19,8%, в ноябре уже на 28,6% и, несколько увеличившись по сравнению с ноябрем в декабре – до 26,6%, упали до максимальной на сегодня отметки в январе – до 34,1%. В результате по итогам января нынешнего года Украина оказалась на первом месте по уровню спада объемов производства среди стран СНГ. Однако, поскольку в течение февраля и марта темпы спада промпроизводства замедлились, аналитики выдвинули предположение о том, что как раз последний месяц зимы может, в итоге, оказаться переломным.

Впрочем, оценки их, в основном, остаются довольно сдержанными. В частности, руководитель группы советников главы Национального банка Украины Валерий Литвицкий склонен думать, что, «несмотря на беспрецедентно высокий спад «мощь кризисной волны в промышленности и строительстве все-таки ослабевает». Хотя он тут же отмечает, что состоявшееся в течение первого квартала ослабление интенсивности кризисных явлений в промышленности Украины свидетельствует не столько об уже достигнутом в январе «дне» рецессии, сколько о приближении к оному. По его словам, признаки приостановки обвала в экономике пока являются лишь локальными, и только в случае их развития во втором квартале позволит сделать вывод о том, что некое «первое дно» уже прощупано.

Однако, по мнению г-на Литвицкого, это все же маловероятно, и, скорее всего, сокращение ВВП, составив в первом квартале нынешнего года не менее 20%, сохранится, как минимум, и в апреле-июне. Его точку зрения разделяют и эксперты Международного валютного фонда, которые в конце апреля вновь ухудшили свой прогноз падения ВВП Украины в 2009 году – с 3% до 8%. При этом, они считают, что реальный рост украинской экономики возобновится не ранее 2010 года, однако крайне несущественно – до увеличения ВВП на уровне 1%.

В свою очередь, другие зарубежные аналитики, также отметившие «первые признаки роста украинской экономики после глубокого спада», выражают крайнюю неуверенность в их устойчивости и убеждение в том, что о тенденции говорить пока рано. Они констатируют, что видимый рост объемов производства был обеспечен, в основном металлургией, ситуация в которой в течение всей зимы действительно была относительно стабильной на фоне несколько улучшившейся конъюнктуры внешних рынков. Однако, поскольку уже начиная с весны спрос на металлопродукцию в мире вновь начал падать, не исключено, что итоги второго квартала окажутся не лучше, в, возможно, и хуже первого. И, наконец, аналитики группы «Сократ» прогнозируют, что «снижение мировых цен на сталь, главную статью украинского экспорта, вместе с замиранием активности в металлургии, машиностроении, секторе финансовых услуг и строительстве, повлечет за собой падение промышленного производства по итогам года на уровне 15,2%, а ВВП – на уровне 10,5%».

 

Читайте также по теме