Кто на выход?

«Выход» из правительства гуманитарного вице-премьера Владимира Семиноженко стал первым сигналом, как для политикума, так и для общества. Внезапная отставка члена Кабмина явилась показателем подходов к работе исполнительной власти, которыми намерен руководствоваться премьер Азаров. И дело тут вовсе не в «зачистке» правительства от политических чужаков, как это пытаются представить. Семиноженко для Партии регионов как раз был своим: достаточно вспомнить, что именно его Николай Азаров оставил руководить партией, когда сам ушел возглавлять Государственную налоговую администрацию. Правда, это было почти восемь лет назад, но с тех пор Семиноженко держался в орбите некогда возглавляемой им политсилы и радикальных шагов вправо-влево не предпринимал. Поэтому и оказался в составе нового Кабинета. Однако, проработать на новой должности ему удалось всего несколько месяцев. 

Причиной отставки Семиноженко стало отклонение от генеральной линии правительства. Сначала гуманитарный вице-премьер вмешался в высокие сферы внешней политики, предложив создать союз Украины России и Белоруссии. Затем Владимир Петрович выразил несогласие с образовательной политикой, проводимой министром Табачником. Раздражение вызывали также заигрывания вице-премьера по гуманитарной политике с Институтом национальной памяти и намерения «сохранить» украинский дубляж в кино и на телевидении. Помимо всего прочего, Владимир Семиноженко пытался курировать фармацевтику и «наплодил» два госкомитета — по инновациям (руководить которым 5 июля его и назначили) и Комитет по контролю за оборотом наркотиков. Просто непонятно, когда Семиноженко занимался именно гуманитарной сферой, если его основное рабочее время занимала внешняя политика, оборот лекарств, инновационные технологии и украинский дубляж. Гуманитарный «вицик» не выполнял своих прямых функциональных обязанностей — говоря сухим канцелярским языком. И вот его сняли. Причем, что самое забавное — руками бютовцев, которые еще в апреле месяце внесли соответствующий проект. Так что формально Семиноженко не может даже обижаться на регионалов, поскольку не они выступили инициаторами данной кадровой рокировки. 

Второй «ласточкой» стала отставка министра природоохранной среды Владимира Бойко, и замена его на Николая Злочевского. Справедливости ради надо сказать, что отставка Бойко не была неожиданностью. Она стала просматриваться еще когда одного из замов министра »взяли» на крупной взятке. Да и те, кто делегировал Бойко в Кабмин (Блок Литвина), почти немедленно признали свою ошибку и стали требовать отзыва своей креатуры. 

Бойко оказался не в меру самостоятельным и решил оторваться от политической почвы сразу после назначения. О методах его работы никто не знал, зато показателем министерской деятельности стало сооружение сауны прямо в стенах министерства. Это был убойный аргумент и никакие производственные подвиги министра-литвиновца не спасли бы. Поэтому отвод Семиноженко и отставка Бойко заставляет задуматься о своем правительственном долгожительстве и ряд других министров. Это прежде всего, Константин Ефименко (глава Минтранса), руководитель угольной промышленности Юрий Ященко, и министр здравоохранения Зиновий Мытнык.  

Так, главному угольщику Президент Янукович уже показал «желтую карточку». Против министра здравоохранения выступают достаточно влиятельные люди из Партиии регионов, но официальным поводом недовольства министра вполне может стать и передел рынка фармацевтики, который пытался контролировать экс-гуманитарный вице-премьер, может подорвать репутацию главного медика страны. Но личные претензии и коммерческие интересы отдельных министров и вице-премьеров, все-таки – не главная причина чисток в Кабмине. Николай Азаров хорошо изучил уроки своей предшественницы Юдлии Тимошенко и сделал выводы, позволяющие сохранить команду.

Первый. Внутренние противоречия — недопустимы. Конфликты в правительственной среде, «подсиживания» и демонстрация собственной точки зрения не пройдут. Николай Азаров четко дал понять: эпоха политиканства во власти закончена, начались суровые исполнительные будни. Да, формально министры остаются политиками, согласно закону. Но на деле, это «рабочие лошадки». 

Второй. Снимать будут невзирая на личности и степень причастности к партийным победам Партии регионов. Пример Семиноженко это хорошо доказал. Бывший лидер «регионалов» (образца 2001 года) оказался в опале у своих же соратников. Другими словами, нынешнее правительство не прикрывает промахи и проколы своих представителей. Тушит искру, не давая ей перерасти в пламя и тем самым дать повод для активной критики со стороны оппозиции и общества. Ведь интересы Семиноженко в фармацевтическом бизнесе, а также его «нюх» на гуманитарную кабминовскую помощь могли наделать много шума и проблем. 

Третий. Премьер не стал строить правительство по принципу «команды единомышленников». Он ориентирован на команду профессионалов — в отличие от правительства Тимошенко, где министры, взявшись за руки, бегали то в театр, то на каток. Чем эти походы закончились, все помнят: под конец работы правительства Юлии Владимировны, половина министерских кресел пустовала… У Азарова же работа членов Кабмина, похоже, оценивается по конкретным результатам, а не по степени близости к вышестоящим. Показательно, что критике подвергается даже ставленник Азарова — министр здравоохранения Мытнык. 

Чевертый: Отставка министра Виктора Бойко четко показала, что правительство не допустит внутренних ростков коррупции. Строительство саун под крышей Кабмина, взяточничество и казнокрадство будут изживаться самым радикальным и понятным народу способом. Как говорится, не словом, а делом. И это куда более эффективно, чем программа «Стоп коррупция!». />  
Пятый. Правительство не является кузницей властных кадров. Прошли времена, когда из премьеров вырастали президенты, а министры или «вицики» становились лидерами политических партий или общественных движений, как Юрий Луценко, или Иосиф Винский. Ведь за что поплатился Семиноженко креслом? Не только за любовь к Институту национальной памяти. Владимир Петрович начал отстраивать собственный политический имидж. Он пытался влиять на внешнюю политику, он старательно примерял на себя роль объединителя Запада и Востока. Ну и по ходу намеревался раздобыть государственное финансирование под эти проекты. Такое не прощается, особенно, в ситуации, когда партия власти только закрепляется на местах. 

Отставка Семиноженко является внятным предупреждением Сергею Тигипко, которого также называют одним из потенциальных отставников. Пока, конечно, Сергею Леонидовичу опасаться нечего: под него дают деньги МВФ. И пока не дадут, увольнение Тигипко не грозит. Об этом уже сказали и спикер Владимир Литвин, и глава фракции Партии регионов Александр Ефремов. Но для лидера «Сильной Украины» «вывод» коллеги из Кабмина — знаковое событие. Намек на то, что Тигипко не стоит особо активничать в преддверии местных выборов, намеченных на 31 октября. Да и потом тоже… « Сильная Украина» либо будет находиться под сильным же контролем старших товарищей, или Сергей Леонидович присоединиться к армии безработных чиновников.

Пятый. Назначение В. Семиноженко на должность главы Инновационного комитета говорит о том, что Азаров и его единомышленники не намерены «колоть» власть, так делала это Тимошенко со своими сеансами разоблачения. Все помнят, как экс-премьер «поливала» бывших коллег- Порошенко, Пинзеника, Хорошковского. От Азарова этого, видимо, не дождутся. Экс-вице премьер назначен руководить инновациями, бывший природный министр переведен на другую работу. Заметьте, тихо, без скандалов, без публичных обвинений в прессе. Это помогает сохранить имидж правительства, как профессиональной «рабочей машины», а не команды единомышленников, политических камикадзе, или антикризисных менеджеров. Они работают. Они — это министры.

 

Читайте также по теме