Очередной раунд газовых переговоров между Москвой и Киевом прошел конструктивно: стороны договорились продолжить консультации «до полной реализации договоренностей, достигнутых между главами двух государств». Интересно, о чем идет речь, если во время встречи в декабре 2011 Януковича с Медведевым и Путиным российская сторона выставила жесткие ультиматумы и не собирается уступать в вопросах, которые для Украины являются жизненно и экономически необходимыми? />
К слову, обращает на себя внимание понижение статуса газовых консультаций: если месяц назад урегулировать вопросы объемов газа и его цены пытались премьеры и президенты Украины и России, то сегодня в Москве «отдувается» министр энергетики и топливной промышленности Ю. Бойко, который хоть и является сильной фигурой в переговорах, но не принимает самостоятельно стратегические решения.
Примечательно, что пока Ю. Бойко пытался добиться от Москвы уступок в вопросах снижения цены на голубое российское топливо и сокращение объемов «выкупаемого» у РФ газа, в Киеве премьер Н. Азаров дал понять, что украинская сторона может обратиться в международный арбитраж в случае провала переговоров с Россией относительно пересмотра газовых контрактов и снижения цены на газ. "Вариант судебного решения остается. Мы его не закрываем. Если мы не договоримся, то у нас просто не будет другой возможности", — сказал глава украинского правительства. Кроме того, глава Кабмина подтвердил, что Украина в одностороннем порядке отказывается закупать у России то количество газа, которое предусмотрено в действующих контрактах. "Мы им четко сказали, что у нас нет намерения закупать такое огромное количество газа, которое забито вот в этих контрактах, в кабальных контрактах", — заявил Азаров.
"Тема переговоров та же, уже набила оскомину нам. Нужно наконец завершать эти переговоры. Сколько можно переговариваться, время находить решения", — сказал премьер комментируя украинско-русские газовые переговоры в Москве. Резкость высказываний Николая Яновича не оставляет сомнений в том, что украинская сторона перешла в контрнаступление и готова вести информационную и политическую войну с Россией, а не пасовать и сдаваться.
Однако, помимо экономической подоплеки, у газовых переговоров есть и внутриполитическая сторона. «Компромат» на первого вице-премьера, непривычная резкость главы правительства, пассивность министра энергетики показывают, что газовое сражение ведется не только ради экономических интересов Украины. «Газовая битва» становится еще и ареной действий для украинской политической элиты, готовящейся к выборам и переформатированию Кабмина. Впрочем, мало кто сомневался, что снаряды газовой войны между Украиной и Россией срикошетят по важным украинским политическим фигурам. Кто-то использует «газовый коллапс» как пиар, кто-то рассматривает эту войну как возможность поразить политического соперника, а кто-то — как завоевание высоких плацдармов в правительстве. Усиливающееся противостояние на газовом фронте только способствует интригам внутри провластной команды. Тем более, что переговоры премьеров Н. Азарова и В. Путина в декабре ни к чему не привели, и вопрос о «трубе» был перенесен на январь.
Перед визитом премьер-министра Украины Николая Азарова в Москву Банковая видела схему так: с 1 января этого года Газпром снижает цену на газ, а вскоре подписывается межправительственное соглашение по ГТС, и при его ратификации в ВР пакетом меняется все действующее, имеющее отношение к газовой теме, законодательство. Однако, Владимир Путин самостоятельно все «переиграл», предложив Украине капитулировать — по примеру Белоруси. И вместо очередного раунда переговоров 15 января 2012 года прозвучали очень жесткие заявления как со стороны главы Газпрома А. Миллера, так и со стороны президента Медведева, который донедавна считался более лояльным к украинскому руководству, нежели ВВП. Но после новогодних праздников позиция президента России резко изменилась — возможно, это связано со скорым изменением его статуса и «подготовкой» к премьерской должности, которая, несомненно потребует от Медведева большой твердости и принципиальности в экономических и энергетических отношениях с «братской Украиной». Одновременно, Россия развернула масштабную информационную антиукраинскую кампанию
Такая игра мускулов необходима тандему «Путин-Медведев» для победы на будущих выборах. Небольшая уступка интересам Киева, и выстраиваемая годами система российской власти может рухнуть под натиском оппозиции. Пока в РФ она еще не оформлена, но массовые выступления после думских выборов показали, что почва для уменьшения влияния Путина-Медведева уже есть. Поэтому в сфере политических и геополитических интересов Москва никак не уступит Киеву — до марта месяца, это уже точно. Пока Россия выставила ряд ультиматумов, среди которых отказ от европейского участия в газовом консорциуме, реальная оценка украинской ГТС ( Россия считает что цифра в 20 млрд. слишком высока), требования выхода Украины из Европейского энергетического сообщества, что конечно же, можно считать первым шагом в сторону Евразийского союза от идеи которого Путин не собирается отказываться. Другими словами, Янукович и команда впервые почувствовали на себе «объятия» сильного российского «медведя».
Сегодня команда президента не может противостоять России и не в состоянии ( после всего что было с Тимошенко и Луценко, и после провального саммита Украина-ЕС) искать поддержки в Европе. Власть лихорадочно ищет выход из «энергетического коллапса», который случиться, если РФ продолжит давление. Однако, можно ли говорить о серьезных альтернативных источниках российским топливным поставкам, или все обещания правительства – попытка « успокоить» сограждан и «ошеломить» партнеров по газовым торгам? Пока от Президента и премьера прозвучало несколько вариантов диверсификации.
Во-первых, речь идет о поставках сжиженного газа. Действительно, в Одессе начато строительство LNG-терминала, заработает он не раньше, чем через 3-4 года. То есть, это такой же блеф, как обещанный россиянами «Южный поток» в обход Украины.
Во-вторых, добыча сланцевого газа. О ней много говорят, как об альтернативе российскому газу И соответствующие разработки ведутся… Другое дело, что все они уже находятся под контролем тех, кто «за ценой не постоит». Сам «Нефтегаз» не особо активно ведет себя в этом вопросе и обещает выйти на приличный уровень добычи лет через 5. Оно и понятно: «Нефтегаз» привык быть лоббистом, но не добытчиком.
В третьих, и Бойко, и Азаров публично заявили о готовности заменить газ на уголь, модернизировав все украинские ТЭЦ. Однако, процесс перехода с газа на уголь очень трудоемкий и затратный: угольщики требуют огромных государственных дотаций из бюджета. А где их взять? Разумеется, «донецким» такой вариант придется по душе, учитывая количество шахт в расчете на одного олигарха, но вот быстро решить вопрос «вывода» РФ из газовой игры такой подход все равно не поможет.
В общем, если говорить откровенно, все попытки поиска альтернативных источников и предложений «заменить» российское топливо более экономичными вариантами — это как лозунг «Покращимо життя вже сьогодні». Рано или поздно, но команде власти придется объяснять избирателям, кто виноват в провале газовых переговоров. Конечно, есть одна «невестка», но нельзя списать на Тимошенко все неудачи нынешнего правительства. Поэтому выбран привычный для Украины вариант: поиск виновных в газовом провале. Газовая война с РФ спровоцировала внутриполитические конфликты на украинском Олимпе. Это видно и по резким заявлениям топливного министра Бойко о том, что Украина в одностороннем порядке сократит кубометры покупаемого у России газа, по попыткам Януковича найти дешевый газ в Средней Азии, по оптимистическим обещаниям Азарова «топить углем» и научить россиян готовить настоящий сыр.
Первым под удар газовой трубой попал первый вице-премьер Андрей Клюев. Внезапно в СМИ появилась информация о том, что перед новым годом Андрей Петрович за спиной Президента пытался торгануть украинской ГТС. Якобы он предложил лидеру фракции ПР А. Ефремову срочно внести на рассмотрение Верховной Рады Украины законопроект о реформировании газотранспортной системы и «Нефтегаза», и настоятельно убеждал главу фракции Партии регионов в парламенте "проголосовать" этот законопроект, чтобы срочно, до Нового года, иметь закон, развязывающий руки потенциальным "арендаторам" украинской ГТС — россиянам.
Однако, инициативу Клюева «тормознула» Банковая, и теперь, говорят, Виктор Федорович с нетерпением ждет возвращения соратника с зимнего отдыха — чтобы поговорить «по душам». Что тут сказать? Откровенная «заказуха». Все, кто более-менее знаком с ситуаций в правительстве, знают, что первый вице-премьер к газовым переговорам имеет такое же отношение, как Волочкова — к балету. Как говорится, «не привлекался, и не участвовал…». И вдруг его имя называется в числе теневых газовых переговорщиков. Явная провокация, направленная на дисгармонию отношений между Президентом и вторым человеком в правительстве. Кому выгодно поссорить Клюева и Януковича? Очевидно тому, на чей пост метит Андрей Петрович, и это явно не кресло Президента…
Второй жертвой переговоров с «Газпромом» становится Юрий Бойко. Неожиданно выплыла на свет история о его помощи в создании «газового посредника» — компании «Укрросэнерго». В 2007 году Вильям Тейлор, который тогда состоял в должности американского посла в Украине, писал, что министр топлива и энергетики Юрий Бойко помог создать газотрейдера «RоsUkrEnergo». Об этом говорится в депеше Тейлора, которая датирована 7 февраля 2007 года и которая была опубликована на сайте «Wikileaks» 30 августа 2011 года.
Любопытно, что эта информация была обнародована как раз в разгар противостояния «Газпрома» и украинского ТЭК. После того, как Ю. Бойко заявил о намерениях Украины сократить объемы покупаемого газа, а в случае отказа РФ, намекнул на денонсирование Харьковских соглашений, тут же всплыли «записки посла» "Министр топлива и энергетики Юрий Бойко часто подчеркивал позитивную роль, которую играет «RosUkrEnergo» в предоставлении Украине дешевых энергоресурсов", — писал посол в депеше."Ожидается, что этот непрозрачный посредник, которого помог создать Бойко, продолжит расширять собственное влияние на украинском энергетическом рынке через поглощение с помощью собственных сил или через собственную дочернюю компанию "УкрГазЭнерго", — отмечал Тейлор.
В другой депеше от 20 ноября 2006 года Тейлор пишет, что представители "оранжевой" команды в правительстве и вне его утверждают, что Россия начала значительно активнее работать с тогдашний премьером Виктором Януковичем, чем когда-то они работали с экс-президентом Леонидом Кучмой. "Похоже, что все соглашаются относительно того, что кое-кто в окружении Януковича, в том числе Н. Азаров и Ю.Бойко, как и внешнеполитический советник А.Орел, которые очень близки к России, подталкивают премьера двигаться в этом направлении", — писал посол.
Теперь Ю. Бойко вместо отстаивание энергетических интересов Украины придется, как минимум оправдываться: он не раз заявлял, что не имеет никакого отношения к RUE. Возможно, что такая «бомба» подорвет и министерское кресло Бойко и его премьерские амбиции. Министр топлива вполне может стать «крайним» в вопросе неудавшихся газовых переговоров. Если, конечно, таковым, не решат сделать Николая Азарова и на этом фоне отправить его в отставку. Все-таки именно премьер не смог наладить контакт со своим российским коллегой Путиным и договориться о скидках.
Кроме того, на Николая Яновича попытаются «списать» весь экономический негатив, что особенно актуально перед выборами. А что может быть негативней, чем заоблачная цена на газ и его непомерные объемы, которые «вынимают» из кармана каждого украинца по 200 долларов ежемесячно? Первый «звонок» для премьера прозвучал 11 января, когда на внутрипартийном собрании он подвергся жесткой критике однопартийцев за снижение рейтинга Партии регионов. Дело в том, что Азаров не только глава правительства, но еще и формальный лидер «регионалов».
Впрочем, глава Кабмина без боя сдаваться не собирается. Нетрудно заметить, что Азаров перенял жесткий и ультимативный стиль ведения переговоров у ВВП. Достаточно просто оценить его резкие выпады в сторону Москвы, чтобы не сомневаться в том, кто был «учителем» Николая Яновича. Глава украинского правительства справедливо полагает, что бескомпромиссность в ведении переговоров с Россией будет по достоинству оценена избирателями. В их глазах «Янович» предстанет не марионеткой, а сильным политиком, готовым противостоять самому Путину и отстаивать экономические и национальные интересы страны. Именно премьер заявил о том, что ГТС не будет «арендована» россиянами, именно он требует привлечь «Газпром» к судебной ответственности, именно он готов биться за снижение цены не на жизнь, а на смерть. Такого «бойца» не грех и поставить во главе избирательного списка Партии регионов. Тем более, что как раз сейчас внутри «команды» бело-голубых идет жесткая борьба как за кресло премьера, так и за лидерство в списке Партии регионов на выборах.