На днях Верховная Рада в очередной раз отказалась принимать разработанный КПУ законопроект об усилении уголовной ответственности за осквернение памятников, возведенных в честь советских воинов-освободителей, участников партизанского движения, подпольщиков и жертв нацистских преследований. Депутатское большинство, посчитавшее, что в стране и без того достаточно насущных проблем, отложило рассмотрение документа «на неопределенный срок». Так, еще одна инициатива Компартии о защите памяти героев Великой Отечественной войны потерпела фиаско. Такое положение вещей многие аналитики — включая западных — открыто называют позором. Позором страны, в свое время победившей нацизм, но сегодня не сумевшей победить банальное человеческое лицемерие и равнодушие…
Граффити на монументе — к тюрьме
Накануне Дня Победы в Софии произошло нечто из ряда вон выходящее. Неизвестные разукрасили граффити монумент бойцам Красной Армии, освобождавшим Болгарию от немецких оккупантов. Преступники превратили Красное знамя в болгарский триколор, а скульптурные солдаты стали похожи на героев диснеевских мультфильмов. Для полноты картины вандалы сделали несколько нецензурных надписей на цокольных плитах, дополнив их свастикой. Реакция болгарской общественности в целом и полиции в частности была молниеносной. В кратчайшие сроки поисками подонков занялись не только лучшие правоохранители болгарской столицы, но и сотни простых горожан, возмущенные инцидентом. В итоге, уже меньше чем через сутки четверо студентов, представителей неформальных молодежных движений, оказались в камере предварительного заключения. В настоящее время по их делу ведется следствие. Однако никто, включая адвокатов этих молодых людей, не сомневается: им грозит строжайшее наказание.
А все потому, что еще несколько лет назад Болгарское народное собрание (парламент) приняло закон, согласно которому любой осквернитель могил, обелисков или памятных знаков в одночасье переходит из разряда хулиганов в категорию провокаторов-диверсантов и даже экстремистов. Это позволило местной Фемиде резко ужесточить наказание за подобные деяния — вплоть до десяти лет лишения свободы. Следует особенно отметить, что в болгарском парламенте этот законопроект не вызвал не то что принципиальных депутатских разногласий, но даже положенных прений. И левые, и правые, и центристы сошлись в одном — оскорбление памяти, каковой бы она ни была, это серьезное преступление!
Вандалки остались безнаказанными
Предложенный 21 февраля нынешнего года на рассмотрение Верховной Рады проект Закона о внесении изменений в статью 297 УК Украины об усилении уголовной ответственности за осквернение или разрушение памятников (автор — народный депутат Петр Симоненко, фракция КПУ) в своих основных положениях весьма напоминает болгарский аналог. Его создатели подчеркнули, что с момента провозглашения Украиной независимости в стране резко увеличилось количество актов вандализма в отношении памятников погибшим советским воинам и жертвам нацизма в целом.
Отдельные же случаи вообще поражают своим кощунством… В декабре 2010 года некая Анна Синькова с двумя подругами-студентками, якобы выражая протест против «нецелевого использования газа», приготовила на Вечном Огне в киевском Парке Славы… яичницу. После этого компания, смакуя и хохоча, съела глазунью, закусив ее сосисками; съемки акции были выложены в интернете, где стали поистине «хитом» сезона.
И закрутилось. «Протестующих» задержали, но вот как поступить с ними, не знали даже маститые юристы. Вначале стороне защиты удалось уточнить, что Вечный Огонь, в чью бы честь он ни был зажжен, не является могилой, так что обвинить участниц шабаша в надругательстве над местом упокоения прокуратура не может. Дальше — больше. Некоторая загвоздка возникла с определением характера преступления: а действительно ли девушки действовали по предварительному сговору, ведь жарила «блюдо» одна Синькова, хотя отведали его уже все вместе? Складывалось впечатление, что статью 297 Уголовного кодекса Украины в данном случае к вандалкам можно применить лишь частично, а в целом их осудят лишь за мелкое хулиганство. У обвиняемых моментально нашлись общественные защитники, причем не только из радикальных националистов, но и среди отдельных народных депутатов. А в июне 2011-го в Киеве даже была создана некая арт-группа «Яйцо», члены которой, что называется, «активно поддержали» выходку Синьковой и ее подруг. Активисты молодежных националистических движений Александр Лазаренко, Кирилл Бабенцев и Богдан Тицкий сымитировали приготовление в Парке Славы яичницы, которая затем была «благополучно» съедена в Мариинском парке.
А вот с этим инцидентом дело обстояло несколько проще. Молодых людей обвинили в надругательстве над 32 могилами погибших солдат во время Второй мировой войны и Могилой Неизвестного солдата. Вандалов приговорили к трем годам лишения свободы с освобождением от наказания под испытательный срок на два года. Суд посчитал доказанным факт глумления над захоронениями именно «по предварительному сговору лиц».
И если дальнейшая судьба этих националистов более-менее определена, то в истории Синьковой точка не поставлена до сих пор — процесс над ней, а также над ее соучастницами продолжается. Сегодня никто с точностью не может сказать, когда и чем он закончится.
Безразличие нардепов шокирует
Проект Закона об изменениях в статью 297 УК Украины, представленный лидером КПУ Петром Симоненко, вполне мог бы прояснить сложившуюся ситуацию. Согласно основным пунктам документа, любой монумент, памятник, стела и даже табличка в честь борцов с нацизмом должна рассматриваться если не как святыня, то, по крайней мере, как «дань памяти». А посему — к осквернителям этой самой памяти необходимо применять самое суровое наказание.
«В нашем понимании Рубикон уже перейден, — сказал корреспонденту агентства «ГолосUA” Петр Симоненко. — Нельзя равнодушно наблюдать, как попирается честь героев. Ни для кого не секрет, что положение, осуждающее вандализм в отношении мемориальных сооружений в честь павшим во Второй Мировой войне, принято на уровне ООН; во многих западных странах за кощунственные выходки в адрес памяти жертв нацизма наказывают строжайшим образом. У нас же — принципиально иная картина».
Лидер Компартии подчеркнул: тот факт, что украинские нардепы отказались рассмотреть возможность усиления ответственности за любое проявление вандализма, свидетельствует о равнодушии большинства народных избранников к этой проблеме.
«Своих голосов не дали ни фракция «БЮТ-Батькивщина», ни Партия регионов, ни «Наша Украина — Народная Самооборона». И если со стороны так называемой оппозиции такое поведение было прогнозируемым, то фракция Партии регионов, пытаясь привлечь внимание западного электората таким голосованием, предала свою историю и подвиг своих дедов и прадедов», — подчеркнул Петр Симоненко. Он также заявил, что коммунисты будут и дальше отстаивать свой законопроект в парламенте — именно таким образом сегодня можно привлечь внимание к существующей проблеме «провалов в памяти»…
А как у них?
Франция. По местному законодательству, осквернение могил и монументов в честь участников Второй Мировой войны наказывается лишением свободы на срок до трех лет. Известен факт, когда рецидивист, применивший самодельное взрывное устройство и повредивший стелу в честь героев Движения Сопротивления, получил 15 лет тюрьмы.
Эстония. Несмотря на то, что акты глумления над могилами и монументами памяти советским воинам в этой прибалтийской стране — не редкость, эстонская Фемида относительно сурова к вандалам. За граффити на памятниках борцам с нацизмом предусмотрено наказание в виде трехлетнего тюремного заключения и штрафа в размере 400-10000 долларов США.
Румыния. Действия вандалов, направленные на полное или частичное разрушение памятников борцам с нацизмом, рассматриваются как экстремизм. Виновных в таких действиях ждет пятилетнее тюремное заключение.
Беларусь. Лица, признанные виновными в осквернении памяти воинов Красной Армии, наказываются арестом на срок от 3 до 6 месяцев, или ограничением свободы на срок до 5 лет.
Израиль. Согласно решению Кнессета, за оскорбление памяти борцов против нацизма и жертв Холокоста виновным грозит от трех до пяти лет лишения свободы.