Недавно Верховная Рада продлила на пять лет действие моратория на запрет продажи мясомолочных продуктов домашнего изготовления на колхозных рынках. После 1 января 2015 вывозить на базар домашнее сало, мясо, птицу, сыр, молоко и масло селянам запрещается. Это – только одно, но очень яркое последствие вступления Украины в ВТО: политического шага, который лидер КПУ Петр Симоненко год назад приравнял к акту национальной измены.
Интересная деталь: Верховная Рада отодвинула на 5 лет запрет на продажу домашних продуктов количеством голосов, значительно превышающим конституционное большинство: 416 «за». Но среди тех, кто голосовал за продление моратория, было немало избранников в 2006-м проголосовавших за этот самый запрет.
Оправдывались депутаты весьма неуклюже. Так, глава комитета Верховной Рады по агрополитике, регионал Николай Присяжнюк в интервью газете «Сегодня» сказал, что тогда, мол, шла активная подготовка ко вступлению в ВТО. От нас требовали «жесткий контроль» за производством мяса и молока. Это требование учли, закон приняли и… забыли о нем.
Вот так-то. А теперь спохватились и сами испугались того, что сделано. Ведь теперь сельские жители были бы фактически лишены своего основного дела и дохода, а горожане – свежих продуктов. ВТО фактически навязало Украине давно изжившую себя еще десятилетия назад модель «заготконтор», о которых крестьяне вспоминают с неодобрением. Но тогда хоть инфраструктура была. А сейчас и этого нет. Куда селянину выращенного бычка или свинку сдавать?!
И это только начало: таких вот «сюрпризов», о которых позабыла власть и ее союзники в депутатском корпусе, вступление в ВТО несет в себе огромное количество. И с каждым днем те или иные драконовские нормы будут вступать в силу. Остановить эту цепную реакцию можно только денонсацией соглашения о вступлении Украины в эту организацию.
Именно эту линию отстаивают украинские коммунисты. Им нечего стыдиться за принятые и «забытые» ВТОшные законы: последовательно выступая против капитуляции страны перед всемирным «купеческим клубом», они за подобные проекты никогда не голосовали. Более того, денонсация соглашения Украины и ВТО является одним из ключевых пунктов предвыборной программы кандидата в президенты П. Симоненко.
" Ющенко в Женеве два года назад подписал позорный акт капитуляции: именно так я называю договор о вступлении Украины в ВТО. Сейчас уже ошибку признали, но за это время наши рынки наводнил ширпортреб- продуктовый, лекарственный. Мы едим гнилое мясо в колбасе — по распоряжению правительства Тимошенко, пьем порошковое польское молоко, наших детей убивают индийской вакциной. А в это время украинскую фармацевтическую промышленность "положили на бок", украинских аграриев загнали в угол. Сегодня в селе 70 процентов безработных, а 80 процентов сельских жителей — нетрудоспособные. "Это означает, что уже завтра некому будет работать в селе"- подчеркнул кандидат в президенты. " Но самое страшное то, что наше село перестало быть сырьевой базой для переработки. Где лен? Где молоко? Почему у нашего селянина покупают тонну зерна за 600 гривен, а продают за 200 долларов? Почему при рекордных урожаях о которых рапортует правительство, хлеб постоянно дорожает? Поэтому я считаю необходимым ликвидировать договор о вступлении Украины в ВТО и вернуть рынки нашим производителям. Сегодня вы уже не купите украинский фен, утюг, даже грабли не купите! Сегодня 13 металлургических заводов Украины работают на экспорт, а другие вообще "замерли". Поэтому не хватает сырья для украинского машиностроения, для других отраслей. А ведь комбайны, бытовую технику наши производители умеют делать лучше чем в Турции. Но их сознательно уничтожают сегодня, заставляют бегать по заграницам, чтобы сбыть свою продукцию"- об этом Симоненко говорит на всех встречах с избирателями, среди которых большую часть составляют те же аграрии, представители малого и среднего бизнеса, руководители отечественных перерабатывающих предприятий. Однако, это не сиюминутный пиар, с целью понравиться избирателю.
Еще в прошлом году Петр Симоненко в своем интервью предсказывал, что последствия вступления в ВТО для украинского селянина будут шоковыми. Разъяснял, что страну фактически загоняют в «стойло» организации, которая с 2001 года, после Дохийского раунда переговоров, фактически находится в кризисе. И предал гласности тщательно скрываемый документ – письмо Службы внешней разведки Украины от сентября 2006 года за подписью ее председателя с грифом «для служебного пользования». В нем был сделан однозначный вывод о том, что вступление в ВТО несет колоссальную угрозу. Там было недвусмысленно указано, что такой шаг приведет к уничтожению предприятий и целых отраслей промышленности.
Но это не остановило политиков, узурпировавшихся власть и давно потерявших из виду интересы народа. Страшно сказать: в рамках переговорного процесса Украина подписала 16 из 19 существующих секторальных соглашений и согласилась, что супернизкая пошлина или нулевая будет применяться к продукции химической промышленности (включая удобрения), к стали, игрушкам, древесине, текстилю и одежде, цветным металлам, фармацевтическим препаратам, информационным технологиям, к бумаге, сельскохозяйственной технике, мебели, научному оборудованию, строительной технике, медицинскому оснащению. И страшный пример мы увидели уже сейчас, во время эпидемии гриппа: Украины вынуждена покупать медпрепараты низкого качества и чуть ли не самопальные индийские вакцины, поскольку «положила на бок» собственную фармацевтическую промышленность.
Мало, кто знает, что согласно этим же документам с 2010 года под нормы ВТО попадает продукция, используемая в сфере гражданской авиации, и наши отечественные авиазаводы, которые почти выкарабкались, получат мощнейший удар под дых. Через 3 года после вступления в ВТО без пошлины можно будет ввозить дистиллированные спирты. И наша спиртоводочная промышленность тоже «запоет Лазаря».
Но сельскому хозяйству придется хуже всех, и тут Петр Симоненко абсолютно прав. Второпях, спотыкаясь от патологического желания проскочить в «торговый клуб» раньше России, украинские переговорщики шли на такие вопиющие уступки, что порой даже удивляли чиновников ВТО. Например, наша делегация просила оставить нам лимит господдержки аграрного сектора в размере $1,376 млрд. против $650 млн., предложенных ВТО, в то время, как Польша, с более подготовленным к реформам сельским хозяйством, получила лимит господдержки в размере $4,2 млрд. Это означает, что у нас вскоре не будет государственной поддержки аграрного комплекса, и наше сельское хозяйство придет в ближайшие два-три года к полному краху.
В этом плане мы идем стопами Киргизии, которая сподобилась проскочить в ВТО уже несколько лет назад и которую нам не раз ставили в пример. Так вот там, после выполнения всех советов организации, поголовье скота сократилось в 7—10 раз, и животноводство, бывшее основной экспортной отраслью республики, сейчас с трудом удовлетворяет внутренние потребности.
В украинском варианте выполнение всех взятых на себя Украиной требований Всемирной торговой организации означает, что в ближайшие три года нам придется импортировать и подсолнечное масло, и молоко, и мясо — т. е. практически все собственное сельскохозяйственное производство будет свернуто по причине своей убыточности. Растениеводство мы уже «добили», резко сокращена кормовая база, мясо-молочная отрасль еле дышит… Дело в том, что трудозатраты, а также затраты энергоносителей в Украине находятся на достаточно высоком уровне, и без государственной поддержки украинская продукция стоит в полтора-два раза дороже импортных аналогов.
А поскольку в АПК у нас занято примерно 24% населения (плюс семьи, которые они обеспечивают), крах сельскохозяйственного производства приведет к тому, что примерно 33% населения Украины останется без работы и средств к существованию. Трудоустроить его на производстве в городах также не будет возможности, поскольку, во-первых, кризис скоро не окончится, а во-вторых, ВТО требует минимизации господдержки промышленности. Значит, существующие предприятия будут закрываться. Собственно говоря, 66% предприятий уже «лежит», массово закрываются угольные шахты, останавливается металлургия ( из 13 комбинатов только 7 «живы»), машиностроение на грани коллапса.
Не обойдет процесс сворачивания производства даже открывшиеся у нас предприятия транснациональных компаний. До вступления в ВТО ввозить импорт мешали таможенные барьеры. И они были вынуждены налаживать производство у нас под европейскими торговыми марками. После вступления в ВТО барьеры отменены. И компаниям выгоднее привозить нам, грубо говоря, йогурт польского разлива, чем делать его здесь. Потребитель разницы, может, и не заметит. Но люди, которые работали на производстве по выпуску йогурта, могут оказаться на улице, если предприятие не будет перепрофилировано на другого потребителя (скажем, в Восточной Европе, где рынок более платежеспособен).
Что же делать? Поскольку нормы ВТО будут вступать в силу постепенно, напоминая при этом симптомы усиливающегося недуга, нужно, не дожидаясь худшего, денонсировать соглашение о присоединении Украины к ВТО. Не надо бояться, что это вызовет осуждение «демократической общественности»: не вызовет, да и что нам общественность, если в своем доме «пожар». Правда, воли на такое решение хватит только у одной политической силы страны – Компартии. Учитывая последовательную позицию коммунистов в вопросе «торгового клуба» можно с уверенностью сказать: получив от народа мандат доверия, кандидат в президенты П.Симоненко и его команда «пожар» по имени ВТО потушит.