Практически сразу после того, как Роспотребнадзор поручил своим территориальным управлениям изъять из продажи сыры крупнейших украинских предприятий, у последних появилась уникальная возможность освоить для себя европейский и арабский рынки сбыта. О своем принципиальном желании наладить импорт из Украины молочного сырья и даже готовой продукции заявили ряд балканских стран, а также Алжир и Ливан. Переговоры с потенциальными новыми партнерами проходят на фоне снижения цен на молоко и его производные в самой Украине и их резкого скачка в России. На данном этапе Киев достойно выдержал удар российского «сырного эмбарго», считают аналитики.
Случилось невероятное. То, что еще менее полугода назад скептики именовали утопией, а оптимистически настроенные специалисты считали весьма и весьма далекой перспективой. Сразу несколько стран Юго-Восточной Европы и Северной Африки выразили намерение интенсифицировать контакты с Киевом в сфере так называемого «молочного импорта». Фактически, украинскими сырами, творогом и даже сгущенным и порошковым молоком заинтересовались лучшие торговые фирмы на Балканах и в арабском мире; пусть и на время, но отброшены опасения в возможной нерентабельности подобных импортно-экспортных операций.
Складывается вполне обоснованное впечатление, что этой эйфорией – или идиллией, кому как больше нравится – Киев все-таки по-своему обязан чиновникам Роспотребнадзора. А если быть точным до конца – главному санитарному врачу России Геннадию Онищенко. Именно он, не изменяя своим принципам, в феврале нынешнего года усомнился в качестве продукции доброго десятка украинских сыроваренных заводов. Дескать, в их «брендовых» сырах, широко представленных на прилавках российских магазинов и супермаркетов, содержится масло растительного, а не животного, как это необходимо, происхождения. Следовательно, по причине нарушения технологического процесса, эту продукцию из торговых точек по всей РФ необходимо убрать.
И это ничего, что, как показала недавняя выборочная проверка российскими специалистами только одного из предприятий в Украине, местный сыр полностью соответствует всем международным стандартам. Не имеет никакого значения и тот факт, что в результате в самой России, потерявшей экспортера качественной и относительно недорогой продукции, поднялись цены на производимый на внутреннем рынке продукт. И уж совсем мало кому из чиновников в том же Роспотребнадзоре могло прийти в голову, что для восполнения только одной «сырной бреши» РФ необходимо вложить миллионные суммы в поддержку собственных предприятий отрасли.
«Возможно, здесь и впрямь нет ничего удивительного, — сказал в интервью корреспонденту агентства «ГолосUA” российский маркетолог Константин Пекарский (Москва) – Таким образом, соответствующие структуры предприняли определенные шаги по защите национального производителя. Вот только теперь государству придется последовательно изыскивать средства для расширения производства и спонсирования мелких сыроваров. А в истории с Украиной наверняка не обошлось без политики…».
И действительно: ведь как-то же обходится российский потребитель без «Боржоми», «Саперави», или, например «Букета Молдавии»; ведь живет же без некоторых сортов белорусских сосисок и таджикской кураги; ведь находит же замену израильской детской молочной смеси. Но вот ведь в чем загвоздка – на поиски аналогов этих продуктов порой тратится масса сил и денег.
Справедливости ради следует сказать, что решение команды Геннадия Онищенко определенным образом все-таки ударило и по украинскому производителю. Как отмечают в Министерстве аграрной политики и продовольствия Украины, в прошлом месяце местные молокоперерабатывающие предприятия уменьшили производство сыров на 20,5%. А первый вице-премьер Валерий Хорошковский вообще открыто признал, что страна действительно понесет убытки из-за запрета на ввоз в Россию украинских сыров. «Относительно подсчетов убытков в результате ограничения на экспорт наших сыров в Россию, то подсчеты только проводятся, — констатировал Хорошковский. — На данный момент можно сказать, что убытки будут. Но сумма будет намного меньше, чем заявленные 426 миллионов долларов».
Однако, как говорится, нет худа без добра. На волне разразившегося скандала многие европейские и арабские эксперты молочного рынка обратили свое пристальное внимание на украинскую продукцию и пришли к выводу, что она не уступает, а кое-где и выигрывает в качестве, а самое главное – цене по сравнению с западными аналогами.
Так, например, свою принципиальную заинтересованность в украинской продукции выразили частные фабрики в Сербии. «При условии заключения долгосрочных контрактов сербские производители смогут закупать у украинских коллег не только сыр, от которого временно отказались в России, но и, например, кефир, ряженку, йогурты и творог, — сказал в интервью агентству «ГолосUA” представитель независимого Сербского потребительского общества Миодраг Райкович. — Уже на этой основе наши фирмы смогут предложить потребителю собственный продукт с использованием традиционной балканской рецептуры».
Сразу после этого заявления последовали аналогичные отзывы из Болгарии, Боснии и Герцеговины и Словении. «Балканский производитель действительно рассматривает продукцию украинской молочной отрасли в первую очередь как сырье для собственного производства, — отмечает М.Райкович. – Но здесь речь идет исключительно о таких «не совсем традиционных» для Украины продуктах, как брынза и каймак. Ни о какой переработке украинского сыра для «плавленых сырков» наши производители и не помышляют».
В ходе традиционного «часа вопросов к правительству» в Верховной Раде украинский вице-премьер В.Хорошковский также подчеркнул, что Минагропрод Украины ведет переговоры о расширении рынка сбыта своей молочной продукции в Алжире, Ливане, Йемене и Иордании. «Эта работа позволит Украине облегчить продвижение сельскохозяйственной и продовольственной продукции на внешние рынки и будет способствовать увеличению экспорта», — сказал он.
Какова будет доля этого экспорта в российском контексте – пока непонятно. По всей видимости, ситуация прояснится лишь после завершения всех проверок соответствующих украинских предприятий комиссией Роспотребнадзора. До тех пор говорить о победе какой-либо из сторон в российско-украинской «сырной войне» бессмысленно.