Киев в панике: не только от боевых действий, которые происходят в центре города, но и от разного рода слухов о жизнедеятельности столицы. Фактически же первым поводом для панических настроений стало прекращение на несколько дней работы киевского метрополитена.
Последние события в столице вряд ли сотрутся из памяти, навсегда оставшись кровавыми. На фоне боевых действий в центре, страх перешел и в спальные районы, в которых сотнями орудуют титушки, избивая мирных граждан и творя бесчинства. Основным же регулятором паники стала остановка киевского метрополитена и блокирование въезда в город гаишниками на всех КПП.
В течение нескольких дней жители столицы добирались на работу на перекладных, в забитых до отказа автобусах, троллейбусах и трамваях. И хоть власти столицы заявляли о том, что выпустили на маршруты дополнительную технику и даже создают новые, ситуацию это не спасало.
Транспортный коллапс фактически указывал на введение чрезвычайного положения, которое официально так и не объявлено. В итоге киевляне начали сметать с полок магазинов продукты, запасаясь ими впрок. Сахар, соль, гречка стали дефицитом.
Уже вчера поползли слухи о том, что все киевские мосты также будут закрыты, а мобильная связь отключена. В эту информацию волей-неволей люди начинали верить после опубликования несколькими операторами данных о возможных перебоях в работе в связи с повреждением ретрансляторов.
С мостами получилось еще интереснее. Киевляне попытались до перекрытия успеть перебраться с правого берега на левый, что создало 10-балльную пробку.
Однако заместитель председателя КГГА по вопросам транспорта Михаил Костюк заверил корреспондента ГолосUA, что подобные меры предприняты не будут.
«Никаких перекрытий! Это все надуманно. КГГА делает все, чтобы Киев «ехал». Это зависит от дисциплины водителей и от сумасшедших людей, которые делают безумные поступки. Остальное все едет», — подчеркнул чиновник.
Дальше, как говорится, горячее. Ажиотаж в продуктовых магазинах перекинулся и на автозаправочные станции. Опять-таки, была вброшена «инфа» о том, что все киевские АЗС в ближайшее время будут закрыты. Дескать, связано это с тем, что митингующим нужен бензин для коктейлей Молотова. Итог очевиден – дикие очереди на заправках и элементарная боязнь, что завтра бензина не будет. И хоть крупнейшие сети автозаправок гарантировали, что работу не прекратят, вряд ли это остановит панические настроения.
Многие учебные заведения в «горячих зонах» прекратили свою работу по распоряжению столичных властей, однако уже сегодня после обеда родителям детсадов и школ в удаленных от центра районах, в срочном порядке пришлось забирать своих чад. Причем, под расписку. Так руководители учебных учреждений обезопасили себя от того, что малыша забирает не «титушка», да и ответственность за жизнь и здоровье ребенка переложили на плечи родных.
На фоне небеспокойной обстановки поразило заявление новоназначенного главы КГГА Владимира Макеенко о выходе из Партии регионов. Чиновник также взял «персональную ответственность за жизнедеятельность Киева».
«Метро закрылось не просто так: поступала масса звонков о том, что перевозят бензин, взрывчатые вещества. В итоге было решение СБУ все это дело прекратить. Сегодня есть тревога в обществе. Макеенко дал поручение всем службам метро десятки раз обследовать каждый угол, пути, подвижной состав, системы безопасности, управление движением, диспетчерские центры на исправность», — констатировал Костюк.
Буквально через несколько часов, после публичной проверки на наличие «титушек» и опасных предметов в подземке, метро заработало без разрешительной «отмашки» СБУ!
Впрочем, как долго оно будет функционировать, загадка. Ведь, по словам заместителя председателя КГГА, как только начались проверки подземки и подготовительные работы по ее запуску, тут же посыпались сообщения от киевлян с просьбой не открывать метро.
«В тоннелях очень опасно: потому что если кто-то захочет сделать нам беду, то они это сделают в тоннеле. Вот этого мы боимся», — сообщил Костюк, добавив, что лучше пройти пять километров пешком или «проползти их на пузе», но остаться живым. Потому что никто не поймет, если в тоннеле что-то случится с пассажирами поезда.
К слову, г-н Костюк пообещал нам, что если метро будет открыто, он лично будет ездить вместо машиниста. Что ж, посмотрим…
Хотя совершенно не исключено, что в очередной раз будет заложена бомба. Ведь в метро представителей правоохранительных органов не было вообще, хотя всегда на каждой станции дежурит как минимум один милиционер.
Судя по всему, власти и дальше будут держать горожан в постоянной тревоге. В том числе рекомендациями для руководителей коммерческих структур устраивать выходной. М. Костюк поясняет, что рекомендации зачастую не действуют, потому что сегодня в столице преобладает частный бизнес.
И хоть власти города рекомендуют делать выходные в сложившихся обстоятельствах, «частники» не слишком стремятся выполнять эти рекомендации. Также город не может принять решение о введении чрезвычайного положения.
«Мы (город) не объявляем чрезвычайного положения. Каждый имеет свои полномочия. Я не знаю, кто его может объявить, мы же, как городская власть, стараемся делать то, что можем для того, чтобы сберечь каждую жизнь, кроме очага боевых действий, на который не влияем», — подчеркнул чиновник, добавив, что город может только предупреждать и взывать.
Экс-мэр Киева Иван Салий придерживается иного мнения относительно выстраивания стратегии по усилению мер безопасности в городе в условиях сложившейся ситуации. И первой стратегической ошибкой он называет остановку работы метро!
«Метро должно работать, и это большая ошибка Макеенко и превышение служебных полномочий с его стороны, что он закрыл метрополитен. Даже в Москве в 1941 году метро не закрывали. Метрополитен – охраняемый стратегический объект, а охрану можно усилить. Тем более, в городе более, чем достаточно «Беркута» и других людей в касках», — подчеркнул он.
Также И. Салий добавил, что наземный столичный транспорт при всем желании не мог бы обеспечить нормальную перевозку пассажиров. Ведь киевское метро ежедневно перевозит до 2 млн. пассажиров – всего же в столице за день насчитывается до 4 млн. пассажиров.
«Как они могут пустить дополнительные автобусы, если у них нет денег на зарплату для работников и бензин, если новые автобусы давно раскурочены на запчасти. Поэтому-то городская власть и приняла решение отправлять коммунальные грузовики с песком перекрывать улицы и въезды в столицу, — уточнил экс-мэр, подчеркнув, что остановка метро в Киеве являлась провокацией. — Это сделали в рамках подготовки к введению чрезвычайного положения. Однако ЧП может ввести только Верховная Рада, а остановить метро можно только решением депутатов Киевсовета. Макеенко же собственноручно подал распоряжение».
И. Салий считает, что задача руководителей города – обеспечить порядок и не сеять панику.
Так, в каждом районе есть свое руководство и свои управления милиции, а также свой прокурор.
«Территория района, «титушки» — на их совести. Они должны обеспечить безопасность в районе – не безопасность на Банковой. Всех, кто бьет людей на улицах и жжет машины, – это районное. Или тогда их нужно поменять и отправить домой – в Донецкую область!», — рассказал он.
Более того, экс-мэр уверен, что необходимо не рекомендовать людям не работать, а наоборот, сделать все возможное, чтобы киевляне трудились и для себя, и для наполнения городской казны.
Потому что Киев с его оптимистическим, но нереальным бюджетом и «эффективным» управлением и так на грани банкротства.
И. Салий не исключил, что киевской власти во многом выгодно вызвать массовую истерию, чтобы потом прикрыть евромайданом все огрехи и прорехи своей работы.
Впрочем, точка в «киевском вопросе» еще явно не поставлена. Правоохранителей с каждым часом становится все меньше в городе, зато в спальных районах замечены сотни «титушек». Чего ждать киевлянам дальше – вопрос остается открытым…