Не так давно о грядущем медицинском страховании высказался премьер-министр Владимир Гройсман и его зам — Павел Розенко, парламентский комитет по социальной защите населения провел пустопорожнее заседание на эту тему, а Минздрав показал полное непонимание вопроса.
Разговоров становится все больше, при этом ясности все меньше. Документов, из которых можно понять, что нас ожидает, было наработано огромное количество. При этом парламентский комитет по вопросам здравоохранения упорно желает занять позицию ведущего в этом вопросе, всячески умаляя роль Минздрава.
Что бы не написали и не напланировали Ольга Богомолец сотоварищи, главную скрипку в процессе медицинских реформ будет играть Кабмин, поэтому его документы на этот счет более приоритетны для анализа.
Попробуем распутать клубок законодательных инициатив.
Итак, основой грядущей медицинской реформы станет общеобязательное государственное медицинское страхование.
Правительственная заготовка
Бюрократическая машина уже совершила ряд поступательных движений. В Минздраве был разработан соответствующий законопроект, выставлен публично на сайте, прошел публичное обсуждение.
Тем не менее, 4 февраля 2016 года Минздрав честно заявил – «принимая во внимание социально-экономическую ситуацию в Украине, рекомендации Мирового банка и экспертов указывают на нецелесообразность на сегодняшний день внедрения государственного социального медицинского страхования из-за значительныхрисков.
Для внедрения системы, МОЗ должен подготовить единый реестр пациентов, внедрение новых методов финансирования, утверждение методики определения стоимости медицинских услуг и многое другое.
Закон о медстраховании Кабмином так и не был внесен, более того, сопроводительные законопроекты 2309а, 2310а, 2311а были отозваны Гройсманом.
На сайте парламента размещены только депутатские законопроекты о медстраховании, тешащие эго их создателей. По сути, говорить не о чем – официальная позиция Кабмина не зафиксирована в Верховной Раде.
Интересно – кто-то считал, во сколько выльется страховая медицина, раз мы уже на полных парусах к ней несемся?
Цена вопроса
Правительственный законопроект предполагает, что размер страховых взносов будет устанавливаться ежегодно одновременно с утверждением Государственного бюджета Украины. Например, в Российской Федерации, в которой медицинское страхование внедрено более 20 лет, ставка обязательного медицинского страхования составляет 5,1% от заработной платы.
В странах ЕС, куда мы стремимся попасть, ситуация сложнее. Во-первых, единого подхода нет, а во-вторых, ставки страхования там выше российских. Так, в Германии с дохода граждан взымается 15,5% (фактически такая же сума, как у нас весь подоходный налог), но не более 575 евро в месяц.
Во Франции медицинская госстраховка – 20% дохода до выплаты налогов. В Великобритании государственная страховка бесплатна, за некоторыми исключениями, там де-факто работает госфинансирование, которое мы ломаем.
Как известно, с 1 января 2016 года единый социальный налог в Украине составляет 22%. Эта ставка стала результатом долгой борьбы бизнеса с налоговой службой, и была призвана вывести зарплаты из тени. Результат был, но не такой радужный, как хотелось, большая часть зарплат так и осталась в тени.
Итак, к 22 процентам, нам придется накрутить ставку на медицинское страхование. Сколько? Допустим 5%, по самому минимуму. Сколько насобираем для лечения?
По самым свежим данным Минфина на 1 октября 2016 за 9 месяцев бюджет получил по строке единого социального взноса 94,5 млрд грн или что-то около 10,5 млрд в месяц или 126 млрд.
МВФ нам не позволит включать ставку налога на страхование в текущие 22% ЕСВ, нужно будет накручивать сверху. Получится 27% всего ЕСВ.
Прикинем – если «дорисовать» к 126 млрд еще медстраховку, совокупный доход ЕСВ составит 154,6 млрд грн, из них на медстрахование получится 28, 6 млрд грн.
Итого, 28,6 млрд грн сможет собрать государство на медицину дополнительно при ставке 5% страхового платежа.
А теперь посмотрим на запланированные расходы на медицину в проекте госбюджета на 2017 год.
Совокупные затраты на здравоохранение, включая трансферты местным бюджетам, составят 108, 8 млрд грн. Рынок частной медицины в Украине, по разным источникам, составляет около 12 млрд грн.
Таким образом, медицинское страхование увеличит поступление средств для здравоохранения лишь на 25%. Деньги, по плану Кабмина, в Фонд будут поступать также из государственного и местных бюджетов, от штрафов (!), благотворительных пожертвований.
Риски медицинского страхования
В текущей редакции и правительственного законопроекта, и депутатских заложен ряд экономических рисков:
— увеличение размера ЕСВ повлечет еще большую тенизацию зарплат и экономики;
— привлеченные средства не решают вопроса увеличения финансирования здравоохранения;
— государство будет нести дополнительные издержки на административное содержание самого Фонда медицинского страхования и его чиновников, а также Наблюдательного совета;
— Фонд гарантированно превратится в мощный коррупционный инструмент по распределению средств между медицинскими учреждениями, прошедшими аккредитацию (тоже отдельная коррупционно емкая статья);
— субъекты предпринимательской деятельности получат дополнительный контролирующий орган, со всеми вытекающими последствиями.
— нет ни каких гарантий сохранности аккумулированных Фондов средств (инфляция, нестабильность банковской системы и т.д.)
Мы не касаемся организационных и сугубо медицинских недостатков законопроекта.
Например, по кабминовскому законопроекту вне системы государственного медицинского страхования рискуют оказаться несколько миллионов человек –безработных, которые не стоят на учете в службе занятости.
Принятие закона о медицинском страховании требует целого ряда дополнительных законодательных актов, которые переведут деятельность государственных клиник на коммерческие рельсы. Эти документы частично готовы, но, как уже было сказано, отозваны Кабмином и не внесены повторно в парламент.
Покроет ли страховая система медицинское обслуживание граждан или деньги потекут руководству лечебных учреждений, оставив врачей и медицинский персонал с нищенскими зарплатами?
Если доходы врачей не вырастут, страхование будет до лампочки – низовая коррупция и доплаты сохранятся в том же объеме.
Сегодня в сфере медицины у нас паразитирует фармацевтическая мафия, на ее смену (как это произошло в РФ) придет страховая. Она будет заинтересована в максимально больших взносах и минимально предоставляемых услугах. Это постепенно происходило и происходит во всем мире, где есть страховая медицина.
Нет альтернатив?
Важно понимать, что страховая медицина это не безальтернативная модель здравоохранения, а одна из альтернатив, активно лоббируемая заинтересованными лицами. В Италии, Канаде, Британии медицина государственная.
Более того, в Италии вначале ХХ века тоже отошли от бюджетного финансирования и внедрили медицинское страхование. В течение некоторого времени они уперлись в астрономические суммы стоимости услуг и вернулись обратно в государственную систему финансирования.
Даже в эталонной стране медицинского страхования, США, обсуждается вопрос перехода на государственное финансирование, так как система привела к тому, что многим клиникам стало выгодно делать полостные операции вместо терапевтического лечения – так заработки выше.
«Кина» не будет
В любом случае в Украине медицинское страхование, не смотря на заявления чиновников, в 2017 году введено не будет, да и в 2018 году тоже.
Об этом свидетельствует уровень понимания министром здравоохранения Ульяной Супрун самого вопроса. Несколько дней назад она заявила:«Страховая медицина – является субвенцией, на него не нужно выделять дополнительные средства». Министр не понимает, что такое «субвенция», и не знает, что написано в кабминовском законопроекте.
Это говорит об одном – тема медицинского страхования сегодня не более чем пиар, медицинская реформа будет катиться по другим рельсам, не менее ржавым и тупиковым.
Аргумент «за»
Одним из сильных аргументов сторонников медстрахования называется тотальная коррупционная вертикаль украинского здравоохранения – с династиями, кумовством, взятками за рабочее место в клинике и теневыми услугами, когда люди платят фактически рыночную цену за медицинские услуги, а врачи при этом используют бесплатно государственную медицинскую инфраструктуру, не неся никаких издержек по сравнению с частными клиниками.
Решит ли страхование эту проблему? Сомнительно, просто поменяется структура потоков и выгодополучателей. В насквозь больном обществе невозможно создать здоровую вертикаль ни в какой сфере – резать нужно все и сразу.
А этого не хотят все без исключения авторы законопроектов о медицинском страховании, иначе они б предусмотрели влияние пациентов и их организаций на будущий страховой фонд. Предлагаемые в этой роли профсоюзы (какие именно, ФПУ, продавшая под шумок почти все санатории и дома отдыха?) и организации работодателей бесконечно далеки от проблем украинцев и их здоровья.