Дмитрий Санин
19:07 27/11/2013

Куда, вас, сударь, к черту занесло

Бюджет премьерного фильма Сергея Жигунова «Три мушкетера» составил около 12 млн. долларов. Первые данные по кассовым сборам за премьерный уик-энд тут же и повергли бывшего гардемарина в отчаянье. По данным дистрибьюторов очередная экранизация популярного романа Александра Дюма никогда в жизни не отобьет в прокате цифру бюджета. И только лишь десятисерийная телеверсия новых «Мушкетеров», возможно, поможет режиссеру поддержать штаны.

Очередное поветрие на «переэкранизации» знаменитых европейских литературных хитов – это не только спрос на те самые хиты. На «Мушкетеров» Дюма или на «Шерлока Холмса» Конан Дойла. Новая российская киноиндустрия, принимаясь за такие вот экранизации, прежде всего хочет доказать свое горделивое «я», поиграв мускулами над коробками с советскими кинопленками. Когда и «Мушкетеры» и «Холмс» были блестяще экранизированы в 70—80-е. И качество тех фильмов (режиссеры Георгий Юнгвальд-Хилькевич и Игорь Масленников) не вызовет вопросов и нареканий даже у такого пристрастного дегустатора как Геннадий Онищенко. Тот советский экранизированный продукт – сладок, свеж, всегда современен. Какой леший дернул Сергея Жигунова на авантюру с новейшим «переосмыслением» популярного романа Дюма? Только леший и знает. Шансы на успех (в прокате и среди критиков) изначально были минимальны: только лишь скользнешь взглядом по кастингу новых мушкетеров, только лишь прильнешь к трейлеру.

И вот когда прильнешь, а потом целиком посмотришь, то и не останется ничего иного как констатация грустного факта: новый фильм не то, чтобы плох и не то, чтобы чем-то хорош. Он попросту зауряден. В нем нет «аромата», свойств индивидуального запаха, оригинального режиссерского хода, а у тем более там нет сверхъярких актерских открытий. Наснимав материал для десяти телевизионных серий Жигунов начал кромсать отснятое для двухчасовой прокатной версии. Удивительно, но даже этот концентрат – кажется, скучным, затянутым, лишенным искры и огня. Оглядки на то, что сам роман Дюма местами тяжеловесен ничто не оправдывает. Поскольку новое время и новое живут по новым законам. Да и было бы глупо полностью следовать «букве» того романа, в котором исторической правды ровно столько же, сколько у Александра Сергеевича Пушкина в сказке о Лукоморье. И вот на выходе имеем картину – вне адресной аудитории. Не понятно, для кого она предназначена. Подросткам скучно. Для взрослых – смешно. Ведь сразу же начинаются сравнения с советской нетленкой. Экранный ступор не спасает, местами приличные костюмы, ответственная работа оператора, даже редкие элементы экшна. Даже если сам Дюма своим сюжетом пытается что-то спасти в экранизации Жигунова, то тянут на дно этот высокобюджетный груз уже сами актеры, назначенные Жигуновым. Как было замечено выше – актерский кастинг самый большой провал проекта. Молодой актер Риналь Мухаметов (выпускник Школы-студии МХТ) – внешне симпатичный молодой человек, но драматический талант вряд ли когда-нибудь ночевал рядом с ним. Это лицо для обложек, для постеров. И, видимо, такие лица сегодня и штампуют московские театральные школы, наплевав на заветы Станиславского.

Тройка мушкетеров – возможно, самая провальная тройка в истории экранизации этого текста. Абсолютная несочетаемость, внутренняя отчужденность, поразительное необаяние этих артистов. Мария Миронова (дочь Андрея Миронова), сыгравшая королеву Франции вслед за Алисой Фрейндлих тоже останется в истории как худшая Анна Австрийская, поскольку в этом образе кроме высокомерия ничего не сквозит. Более-менее утешителен Василия Лановой в роли кардинала Ришелье, но режиссеру прежде нужно было заглянуть в Википедию и удивиться возрасту реального кардинала. 80-летний Лановой мог бы сыграть эту же роль еще у Юнгвальд-Хилькевича. Но не сегодня. Миледи, сыгранная Екатериной Вилковой умеренно хороша, но также и умеренно заурядна, как персонаж сюжета.

И в сухом остатке только и остается полюбоваться постановкой некоторых драк, конными трюками, да ностальгическими воспоминаниями о старых крепких экранизациях, которых на материале «Мушкетеров» было уж несколько десятков – не меньше. Сойдет, пройдет и эта.

Читайте также по теме