Юрий Шпак
07:00 31/01/2018

Куда ведет эпоха украинской деиндустриализации

26 января НБУ повысил учетную ставку с 14,5% до 16%. Подобное решение Нацбанка перечеркивает надежды на развитие экономики. Украинские предприятия могут забыть о дешевых кредитах и перспективах развития…

 Недокапитализм

Еще в мае 2017 года ситуация была противоположной – НБУ снижал учетную ставку до 12,5% с 13%.

Украинская экономика формально работает в условиях свободного рынка и конкуренции. Иными словами – в капиталистической системе. Базовый компонент рыночной экономики – кредит. Без него экономическое развитие априори невозможно. Именно в условиях такой «невозможности» и существует украинская экономика уже долгое время.

Ресурс, на котором все держится, – эксплуатируемые остатки инфраструктуры и производственных мощностей со времен СССР и примитивная сырьевая модель экспорта.

Поскольку ни инвестиций, ни кредитования в воспроизводство основных фондов не поступает, все ветшает, изнашивается и сокращается.

Аграрная сверхдержава

Яркое свидетельство тому, последние данные украинского комитета статистики по промышленному производству. За точку отсчета был взят 2010 год. Для простоты ограничимся месячными показателями за декабрь каждого года.

  decoding="async" class="article_image_full" src="/images/items/2018-01/30/04V4fYP6DG88xfhI/image/tab1.jpg" alt="" />

Рассмотрим абстрактные индексы в разрезе натуральных показателей:

Производство некоторые видов промышленной продукции в Украине

decoding="async" class="article_image_full" src="/images/items/2018-01/30/04V4fYP6DG88xfhI/image/tab2.jpg" alt="" />

1-без учета оккупированного Крыма и зоны АТО

Эту таблицу можно долго комментировать, но падение производства самой передовой продукции – полупроводников и кристаллов в пять раз красноречивее любых слов.

 Почему так происходит

Украинская банковская система не выполняет своей базовой функции – кредитования экономики. По факту сегодня банки дешево привлекают деньги физлиц, и стимулируют потребительские кредиты. Средства от потребкредитов поступают импортерам и вымываются из страны. Другую часть денег банки направляют на покупку государственных долговых бумаг (ОВГЗ), дающих неплохой процент.

Так, в первом полугодии 2017 года активы банков составили 1,2 трлн грн. А в январе 2018 прозвучала цифра, что портфель ОВГЗ украинских банков составляет 365 млрд грн., что около 30% от всех активов.

В то же время предприятия, независимо от того производят они продукцию или работают в сфере услуг, лишены доступных кредитов. Разве можно назвать доступной среднюю по рынку ставку в 20% для юрлиц в январе 2018 года?

Украинским компаниям приходится вкладывать свои собственные средства (если они есть). В результате мы проигрываем в конкуренции с предприятиями других стран.

 Инвестиции, которых нет

По внешним инвестициям по данным Госстата, с учетом курсовой разницы, у нас на начало 2017 года была отрицательная динамика и только на средину 2017 года ситуация чуть стабилизировалась. Но, во-первых, это мизерные суммы, во–вторых, эти деньги практически не шли в развитие производства:

Иностранные инвестиции в Украину

decoding="async" class="article_image_full" src="/images/items/2018-01/30/04V4fYP6DG88xfhI/image/tab3.jpg" alt="" />

Чтоб понять катастрофичность ситуации рассмотрим самые минимальные потребности Украины для воспроизводства инфраструктуры на привычном для нас уровне:

decoding="async" class="article_image_full" src="/images/items/2018-01/30/04V4fYP6DG88xfhI/image/tab4.jpg" alt="" />

Для сравнения, только на выравнивание инфраструктуры и экономики небольшой по размерам ГДР, Германия потратила более триллиона (!) евро, и то не достигла поставленной цели – люди предпочитают жить в «Западной» Германии. Теперь сравните размеры Украины и объемы инвестиций в нее. Пресловутый план «Маршалла» для Украины в 5 млрд евро в год (всего до 30 млрд), просто насмешка, и то даже этих крох мы не получим.

Что касается источников финансирования капитальных инвестиций, то за 7 месяцев 2017 года 74,3% этих средств составили собственные деньги предприятий, и только 5,2% кредиты банков.

Другие причины

О погружении страны в «импорт», ввиду сокращения внутреннего производства, свидетельствуют налоговые поступления от НДС. Импортный НДС дает 79% поступлений этого налога, и только товары произведенные в Украине дают 21%.

Высокая доля НДС в структуре доходов государственного бюджета свидетельствует о глубокой тени украинской экономики, так как это косвенный, а не прямой налог, и экономические субъекты не могут его избежать.

Благодаря ВТО и соглашениям с ЕС, украинский внутренний рынок открыт, но местные предприятия на нем работающие, поставлены в неравные условия с конкурентами из других стран.

Но не только отсутствие доступных финансовых инструментов убивает украинскую промышленность.

Отсутствие платежеспособного внутреннего украинского рынка – вторая причина упадка украинского производства.

Если предприятия пищевой и легкой промышленности еще кое-как могут выживать, то производителям более сложной высокотехнологической продукции рассчитывать не на что. Разве только на госзаказы.

Третья причина деградации украинской промышленности ярко проявилась за последние пару лет – вымывание из Украины квалифицированной рабочей силы. Уже есть немало случаев, когда инвестор просто отказывается от проектов в Украине, – работать некому.

Можно радоваться приходу «Страбакс» или «Икея», вот только они не создают производства, а просто вымывают деньги из страны.

Повышая учетную ставку, НБУ лечит симптомы (инфляцию), а не причину экономического кризиса.

Правительство раздуло расходы бюджета на 2018 год, создало инфляционный навес, залезло в долги и провалило переговоры с МВФ. Перед выборами власти не нужны инфляционные шоки, рост цен на топливо и как следствие на всю линейку товаров и услуг. Плюс, как мы уже знаем, МВФ, похоже, удалось в Давосе сломить украинское правительство в сторону повышения цен на газ для населения.

Кто же при этом будет помнить о таких долгоиграющих и сложных вопросах как развитие украинской промышленности?

Более того, непрекращающиеся попытки отдать под приватизацию успешные государственные предприятия, такие как «Турбоатом» и «Электротяжмаш», могут привести к еще к большому падению производства – эти предприятия будут выкуплены и закрыты конкурентами. Не говоря уже о стратегическом их значении.

 Исключения, подтверждающие правило

Нельзя утверждать, что с украинской промышленностью все тотально плохо. Есть и отдельные островки относительного благополучия.

Речь идет, по понятным причинам, об оборонной сфере, вагоностроении, легкой промышленности.

Кременчугский сталелитейный завод, простаивающий с 2014 года после скандала с Российскими железными дорогами» в конце 2016 года начал выпуск вагонного литья. Нарастил выпуск продукции Харьковский тракторный завод. Один из крупнейших производителей грузовых машин КРАЗ завершил получение международного сертификата.

 Кто сделает?

Возрождение украинской промышленности возможно только при системной и скрупулезной работе правительства и отраслевых представителей.

Среди приоритетных шагов:

— создание механизма государственного льготного кредитования промышленных и инновационных предприятий;

— развитие технопарков;

— отмена импортного НДС на поставки оборудования и станков, не производящихся в Украине;

— изменение налоговой системы (например, обсуждаемый сейчас налог на выведенный капитал);

— активная и даже агрессивная политика Украины в международных организациях типа ВТО по защите своего рынка;

— разработка стратегии перехода от полностью открытой модели внутреннего рынка.

— безусловная гарантия прав собственности.

Судя по актуальной повестке дня украинского парламента, мы очень далеки от подобной промышленной политики, заменяя ее на сиюминутное тушение пожаров. Коим и явилось повышение учетной ставки НБУ до 16%.

Читайте также по теме
ГолосUA
17:00 30/03/2024

«Укрэнерго» ограничило сегодня электроснабжение промышленности в Днепропетровской области — в частности, в...