Уходящий год был плодовитым на культурные события в нашей стране. Благодаря Джамале Украина стала победителем «Евровидения-2016». Украинский фестиваль Аlfa Jazz Fest вошел в топ-10 лучших джаз-фестивалей Европы по версии британской газеты The Guardian. Украинца Петра Свалявчика, получившего премию на Международном конкурсе пленэрной живописи, который проходит под эгидой ЮНЕСКО, назвали одним из лучших художников мира. Гран-при международного фестиваля IAFOR Documentary Photography Award получил украинский фотограф Алексей Фурман за проект «Жизнь после ранения». Культурные итоги года для ГолосUA подводили известный театральный критик Олег Вергелис, эксперт гастрольного рынка Ольга Стельмашевская и эксперт кинорынка Полина Толмачева.
Театр: успехи, скандалы, провалы
Главный успех этого года – кассовый, уверяет Олег Вергелис. Залы полны и на приличном искусстве, и на откровенной халтуре. Среди столичных спектаклей 2016-го, которые довольно успешны в художественном плане, только в одном Молодом театре, например, "Горе от ума", "Уступи место", "Це все вона", "Секонд лав", "Девичий виноград". Уровень разный, но уровень приличный, подлинно художественный, никогда не "ниже плинтуса", интересные актерские работы, наличие — режиссуры.
Национальный театр им. И.Франко в копилку успехов 2016 года (бесспорных и относительных) может занести "Ричарда", "Несравненнную", "Три товарища" (последний спектакль пользуется бешеным успехом у женщин). Бесспорный успех "Золотых Ворот" — "Слава Героям", "Украдене щастя". Зрительский успех в Национальной опере — "Набукко" и одноактные комические оперы. Креативный успех года — независимые театры, их жесткое позиционирование на театральной карте страны. Кассовый успех года — Национальная оперетта (практически все новые проекты). Успешен был ГОГОЛЬфест на новой территории.
Явный успех 2016 года у режиссера Тамары Труновой, она сподобилась в этом году запустить и даже частично реализовать — 5 театральных проектов в совершенно разных театрах. Подтвердив известную истину — терпение и труд все перетрут.
Скандалом 2016 года, несомненно, можно назвать скандал вокруг Киевского театра на Подоле, точнее, вокруг его нового здания на Андреевском спуске. Новый фасад Театра на Подоле стал полем удивительной и затяжной битвы эстетов, маргиналов, честных патриотов, неслучайных провокаторов. Никогда прежде театрально-архитектурная тема подобным образом не будоражила общественность, уверен Олег Вергелис. И никогда прежде спор не достигал подобного накала, иногда выливающийся даже в безумные призывы — снести театр до основанья, а затем…
Еще один скандал, будораживший театральную молодежь, был в связи с конкурсами на руководящие должности в театрах. Многие молодые режиссеры и продюсеры поверили, что перед ними откроются двери всех королевств, но никому ничего не открылось, все как было, так и осталось.
Третий скандал был вызван «немой» акцией студентов театрального университета. Детей довели уже до того, что они выходят на митинг протеста, требуя нормальных условий для обучения
Судя по заполненным залам, «провалов» не было. Провалы в системе художественных координат — тема отдельная, длинная и очень подробная, не для лаконичных итогов года.
Говоря о потерях года, театральный критик образно отметил, что важная потеря года — потеря наивности и невинности. Театр, возможно, понял, что — а)контрактная система — это всерьез и надолго и местами жестоко; б) новая успешная жизнь старого театра невозможна без художественного лидера (это старая истина, но о ней забывают); в) прежде чем строить "европейский театр", неплохо бы построить — новый украинский.
Из потерь — личностных и невосполнимых — Лесь Танюк, Валерия Заклунная, Оксана Батько, Владимир Жмакин… Замечательные мастера украинского театра.
Яркие «молодые» открытия
В рейтинг ярких молодых героев культурного года, по мнению критиков, попали перспективные музыканты, молодые киноактеры и талантливые писатели и режиссеры, а именно — молодые прозаики Павел Кирик (книга "Работа") и Алла Дорош (книга "Баобаб и другие истории"), поэт Игорь Астапенко (сборник "Лихотомія") и драматург Татьяна Киценко (успех его пьесы "Женщины и снайпер" в Лондоне). Среди ярких актеров – Ольга Комановская, которая успешно дебютировала в полном метре "Живая" (главная роль). Среди ярких вокалистов настоящего времени – Валентин Дитюк и Андрей Бондаренко.
Одним из самых ярких культурных лидеров 2016 года стала украинская группа Sinoptik, которая сочетает в своей музыке элементы традиционного рока и современного инди. В мае эта украинская рок-группа выиграла Международный музыкальный конкурс The Global Battle of the Bands, где была признана "Лучшей рок-группой мира". Группа сформирована в 2013 году в Донецке. Сейчас музыканты работают в Киеве.
Украинское кино завоевало зрителя
Подводя киноитоги года, директор по маркетингу и PR Film.ua Group Полина Толмачева отметила, что украинского кино стало больше. Зритель начинает ходить на украинское кино и привыкать к нему. Эксперт сказала также о большом разнообразим жанров и форм, а также о большом количестве вышедших на экраны украинских лент, а также количестве и качестве заявок, поданных в этом году в Госкино. Многие интересные проекты уже получили финансирование.
Если говорить о качестве украинского кино в той ситуации, в которой все мы пребываем, снимать хорошее кино – это безумие и героизм. Из хорошего П. Толмачева отмечает, что недавно в кинопрокат одновременно вышли сразу три украинских фильма – «Моя бабушка Фанни Каплан», «Гнездо горлицы» и «Жива». Эксперт также отмечает, что первый абсолютно украинский анимационный фильм «Никита Кожемяка» собрал хорошую кассу, кинозалы были полными на протяжении всего времени проката этой ленты.
Из плохого Полина Толмачева назвала то, что не был принят закон о поддержке украинского кино. Это самое плохое, что случилось в этом году с украинским кино. Законопроект был принят Верховной Радой, но затем заветирован Президентом. У Президента есть на этот счет своя точка зрения, что этот закон не соответствует украинскому законодательству и даже Конституции. Законопроект передан на доработку. Полина Толмачева надеется, что все-таки этот закон о поддержке украинского кино будет принят и заработает.
Гастрольный рынок почти парализован
Главный итог ситуации на гастрольном рынке к концу года можно обозначить как замкнутый круг, в который мы попали, иными словами — мы варимся в собственном соку, отмечает эксперт гастрольного рынка Ольга Стельмашевская. Государство не заинтересовано поддерживать гастрольный рынок. Полноценных гастролей больших театров с дальних и ближних, соседних государств, в Украине нет, потому что не хватает денег. Гастрольный рынок Украины в целом «хромает» — у нас бесконечные минусы, хорошего очень мало. Причины – в скачущем курсе доллара и невозможности соразмерить цену на билеты с гонораром артистов. Поэтому концерты зарубежных исполнителей отменяются.
У западных звезд довольно высокие гонорары, которые надо платить в евро или долларах, и когда все это переводится в гривны, за которые, собственно, продают билеты, то тут, к сожалению, баланс не сходится. Из-за этого отменяют концерты известных исполнителей, что очень сильно отражаются на репутации Украины. Также с гастрольного рынка Украины ушли крупные, качественные, профессиональные игроки, которые приглашали артистов класса А. На их место пришли непрофессионалы, у которых часто бывает некачественный продукт, они не успевают нормально отрекламировать гастролеров и нормально их преподнести зрителю. К сожалению, они не знают ситуации на рынке, и когда доходят до артистов высокой категории, начинаются проблемы. Эти тенденции плохо сказываются на репутации Украины в плане гастрольного рынка, поскольку информация очень быстро распространяется.