На войне иногда не так страшен тот враг, что идет на тебя в атаку, как тот, который находится в тылу и называет себя истинным патриотом. «Организационное оружие», когда сражающимся солдатам и обществу навязываются с виду позитивные, а по сути разрушительные решения; когда в момент, требующий решительных поступков и единоначалия, начинаются истерики и оскорбления. Тиражируемые российскими ресурсами «интервью», где под видом наших бойцов кто-то обвиняет в трусости, некомпетентности и предательстве своих же командиров, говорят сами за себя. Посеять неуверенность, недоверие, страх, злобу – разве все это не на руку врагу? Ответа именно на этот вопрос требует от нас история с котлом под Иловайском, правильной оценки действий тех, кто причастен к гибели наших ребят.
Кто виноват в случившемся? Например, Николай Колесник, советник губернатора Днепропетровской области Игоря Коломойского, а также по совместительству куратор 40-го территориального батальона «Кривбасс», во всех промахах винит Министерство обороны и Генштаб. Не сдерживаясь в выражениях, он заявляет, что бойцы под Иловайском «уничтожены не врагами, а глупостью Генштаба и министра обороны». «Министр обороны – у нас его просто нету. Гелетей – полковник госохраны. Он – не военный человек. Он даже не милиционер. Кто пойдет под таким командованием – под Гелетеем и под Муженко (глава Генштаба – прим. ред.) – в бой? Если они – откровенные идиоты!», — заявляет Колесник, одновременно выдавая на орехи пресс-секретарю СНБО Андрею Лысенко называя его некрасивым словом.
Слово против слова. Чтобы понять, кто отвечает за судьбы солдат батальона «Кривбасс», попавших в иловайский котел, достаточно посмотреть выступление комбата Александра Мотрия. Полковник никоим образом не критикует чьи-либо действия, а четко отвечает на вопросы матерей о том, что делается командованием, чтобы вывести «окруженцев», а также договориться об обмене военнопленными. Расследования событий под Иловайском начала Генпрокуратура Украины. «Назначены военно-тактические экспертизы в отношении действий руководства Министерства обороны, Генерального штаба во время проведения операций в районе Иловайска, где погибло большое количество украинских военнослужащих», — сообщил генеральный прокурор Виталий Ярема.
В свою очередь, главный военный прокурор Анатолий Матиос считает, что операция по освобождению Иловайска была разработана профессионально и грамотно. Но при этом он высказал уверенность в том, что бойцы добровольческих батальонов, которые были окружении под Иловайском, пользуясь мобильной связью, фактически вызвали огонь на себя.
А теперь давайте вспомним, кто особенно активно пользовался мобильной связью, и главное, как. Николай Колесник, не имеющий военного звания, а соответственно, отношения к командованию батальона, к штабу АТО или Генштабу, рассказывает, что разговаривая с окруженцами, советовал им поднять руки перед врагом. «Всем, с кем я общался, я не просто советовал – орал, приказывал: сдавайтесь! Это геройство никому не надо. Это геройство, повторить подвиг Крут, войти в историю — но как мамы, папы, жены, дети?..», — рассказывает советник губернатора.
Армия стоит на дисциплине и выполнении приказа. Это аксиома. Как только приказы начинают обсуждаться на предмет их правильности или неправильности – армии нет, а значит, нет и победы. А теперь давайте добавим к этому то, что на один приказ от тех, кто поставлен их отдавать, появляется другой – от постороннего человека. От гражданского, который не был в Иловайске, а посетил штаб батальона и покинул территорию военных действий за сутки до замыкания кольца. От чиновника, который говорит «мой батальон», но не спешит вести его в бой. Зато охотно разрушает авторитет украинских генералов, выставляя их ничтожеством перед всем миром. Угрожает на своей странице в социальной сети Президенту своей страны, обещая вести солдат на Киев.
Неизвестно, как к персоне Колесника и его заявлениям относятся сами солдаты «Кривбасса», как раз их никто не спрашивает. Парни с оружием в руках шли в бой за свою землю. Как всякий солдат, они ждали командирских решений, и какой отдан приказ — очень важно для солдата. Возможно, это последние слова, которые он слышит перед смертью. Поэтому за призывы «спасайся, кто может» на передовой в Великую Отечественную расстреливали, как предателей. Теперь-то мы понимаем, что справедливо, как и жестокий приказ «Ни шагу назад!».
За нами Украина. И чтобы защитить ее, не нужны предатели и паникеры, пусть даже они иногда привозят в войска разного рода материальную помощь. Украине нужны солдаты с высоким боевым духом, офицеры, умеющие принимать решения, общество, понимающего, как важна сплоченность и поддержка. И следственные органы СБУ и Военной прокуратуры, которые не боятся дать справедливую оценку тем, кто наносит больший урон, чем вооруженный враг.