Десятки тысяч тонн ввезенного без уплаты налогов бензина, махинации на рынке сжиженного газа, баснословные приобретения медиа и промышленных компаний за сомнительные деньги – все это неполный перечень «достижений» Сергея Курченко, одного из «кошельков» «семьи» Виктора Януковича. Преступления, за которые в цивилизованных странах сажают на десятки лет либо полностью исключают из общественно-политической жизни, в Украине не только не расследуются, но даже поощряются. Под его эгидой в парламенте создается едва ли не отдельная фракция, а финансовыми потоками «опекаются» крупнейшие банкиры страны.
Недавно правоохранительные органы обнародовали данные, согласно которым ущерб, нанесенный деятельностью Сергея Курченко Украине составляет не менее 4 млрд. грн. На сегодняшний день младоолигарх благополучно себя чувствует, проживая в Москве. Единственное, что видимо немного мешает полноценной жизни 28-летнего бизнес-мажора – это санкции, введенные против него западными странами. Впрочем, скоро и они будут, вполне вероятно, отменены, поскольку соответствующие апелляции уже поданы в Европейский суд по правам человека, а адвокат Курченко Андрей Федур уже успел заявить, что часть «санкционных» документов украинская сторона якобы сфальсифицировала.
В этих обстоятельствах любому молодому, здоровому, амбициозному владельцу футбольного клуба, нефтеперерабатывающего завода и крупнейшего в стране медиахолдинга пришла бы в голову мысль о том, что из «экзиля» рано или поздно нужно будет возвращаться. Для того, чтобы провернуть операцию «наверняка», молодой «вундеркинд» (как саркастично называют Курченко за глаза сами члены олигархической тусовки) решил наступать сразу по нескольким фронтам.
Первый – это финансовый сектор.
После скоропостижного планового расставания с Брокбизнесбанком, неувядающей и благополучно функционирующей на территории Украины империи «ВЕТЭК» понадобится как минимум один, а лучше несколько разноплановых банков. Желательно и с чистой историей, и при этом запакованных свободной ликвидностью до такой степени, чтобы в любую минуту быть готовыми помочь «материнской» компании. Такой банк, а точнее группу банков якобы согласился предоставить известный украинский банкир, совладелец «Дельта банка» и еще ряда более мелких учреждений Николай Лагун. Сделал он это, как утверждают очевидцы, неспроста. Во-первых, довольно настоятельными по этому поводу были рекомендации экс-главы Администрации Президента Сергея Левочкина, негласно покровительствующего Курченко, но при этом тесно связанного через Дмитрия Фирташа и его «Надра» с Лагуном. Во-вторых,свой интерес в таком сотрудничестве имеет и экс-первый вице-премьер министр Сергей Арбузов, которому не чужд ряд банковских учреждений, в частности, «Фидобанк», Всеукраинский банк развития, где его мать продолжает работать главой правления. Бывший глава Нацбанка не против перевести все операции крупного холдинга на счета своих учреждений, вянущих ввиду полного отсутствия админресурса. В-третьих, благоприятным фактором для возвращения в Украину всех теневых и грязных финансовых потоков Курченко является и успевшая уже стать одиозной фигура новой председателя правления Национального банка Валерии Гонтаревой, которую также называют креатурой не только лично президента Порошенко, но и Сергея Левочкина. Она также отличается и лояльностью к «семейным» финансистам. В частности, в топ-менеджменте центробанка практически все «верные псы», трудившиеся при Викторе Януковиче в интересах действовавшей в то время финансовой системы, остались на своих местах. А кого «ушли», тех благополучно заменили преданные лично Николаю Лагуну финансисты. Например, руководителем генерального департамента банковского надзора стала Алла Шульга, с которой Лагун бок-о-бок трудился в течение 15 лет вначале в «Укрсоцбанке», а затем при рейдерском захвате более мелких учреждений для поглощения уже созданной к тому времени группой «Дельта». Например, «Кредитпромбанка».
Второй важный путь возвращения Курченко в большую социально-политическую игру в Украине – это создание собственной фракции в действующем парламенте и интенсивное финансирование различных политических проектов в канун досрочных парламентских выборов. Поговаривают, что несмотря на баснословные приписываемые ему богатства, Сергей Витальевич имеет достаточно скудный опыт распоряжения средствами в политических целях.
Что же будет дальше? Во-первых, рынок снова будет перекроен: Курченко долго запрягает, но быстро едет в реализацию изначальных планов, например, по скупке банков. Едва ли не каждый банк из 3-4 групп испытывают на себе свое рейдерское дыхание. Во-вторых, лишить Курченко активов сегодня – это лишить регионы и центральный бюджет многомиллионных налоговых поступлений. А на это вряд ли кто-то пойдет в сложившейся ситуации.
Поэтому наиболее вероятным сценарием развития событий вокруг украинских банков является скупка и перепродажа «Привату» неликвидной проблемной задолженности. Например, недавно речь шла о перепродаже объектов из российской глубинки за сумму на $15 тыс. Допустить это означало бы постепенно размыть долю «Привата» на рынке. И соответственно, пустить коту под хвост все лидерские стратегии как банка, так и его владельца. Судя по тому, какие первые шаги уже сделала Валерия Гонтарева, детище Коломойского ожидают непростые времена.
Что касается политики, то вопрос о том, сможет ли Курченко безболезненно ходить по Киеву или по Харькову, остается пока открытым. Но факт остается налицо: руками новой команды президента реализовывается очень точный слоган одного из известных российских исполнителей: «я знаю точно – невозможное возможно».