На днях стало известно о том, что представили Москвы и Токио на своей специальной встрече не пришли к общему знаменателю относительно совместной хозяйственной деятельности в регионе Курильской гряды. Как утверждают независимые эксперты, таким образом, вопрос подписания мирного соглашения между РФ и Японией вновь откладывается на неопределенный срок, а Совет Безопасности ООН автоматически снимает с повестки дня территориальные претензии японцев к россиянам. Что же ожидает жителей четырех островов Курил и как на развитие ситуации должное реагировать международное сообщество?
Недавно премьер-министр Японии Синдзо Абэ в отнюдь не свойственной ему манере официально заявил, что на все четыре курильских острова (Шикотан, Итуруп, Кунашир и Хабомай, — Ред.) будут распространяться японские юридические нормы. «Рано или поздно мы вернем эти территории, зачем напрасно тратить время на переговоры?», — вопросил он. При этом, на вопрос, каким именно образом Абэ сотоварищи планирует возвращать пресловутые острова, находящиеся под юрисдикцией России, японский руководитель не ответил.
Впрочем, вразумительного ответа на соответствующий вопрос в данный момент попросту не существует. Все упомянутые острова перешли в юрисдикцию СССР сразу же после разгрома армии Японии в 1945-м году. Уже в 1956-м Москва и Токио подписали так называемую «декларацию о прекращении состояния войны», и по основным пунктам документа Советский Союз обязался пересмотреть статус Хабомая и Шикотана. Но в дело вмешалась геополитика: после размещения в Японии американских военных баз советское руководство оставило за собой право заморозить переговоры по спорным территориям.
Проблема Курил «материализовалась» на волне распада социалистического блока. «Россия, как правопреемница СССР, должна была соглашаться на новые переговоры по Курилам, — сказал в комментарии корреспонденту ГолосUA европейский правозащитник Александр Митц. – Переговоры действительно проходили, причем в разных форматах: от рабочих встреч до саммитов. Образно выражаясь, стороны обменивались любезностями – дипломаты говорили о необходимости «совместных действий для процветания Курил» и даже введения общего протектората над теми же тихоокеанскими регионами». По словам аналитика, все это ограничивалось беспочвенными обещаниями.
Ситуация изменилась в январе нынешнего года. Тогда Токио обнародовал документ «О восстановлении исторической справедливости», призывающий Россию на уровне ООН отдать Японии Хабомай и Шикотан в обмен на полное снятие японским правительством экономических и политических санкций, введенных против РФ рядом западных стран. «А вот здесь японцы не учли российских интересов в Тихом Океане, — сказала в комментарии ГолосUA европейски политический обозреватель Мари Пьюдеба. – Шикотан остается одним из форпостов ВМФ России, а из Итурупа россияне могут фиксировать передвижение кораблей НАТО в непосредственной близости от мест базирования структур Североатлантического альянса. Совершенно очевидно, что сегодня идти на какие-либо переговоры по статусу спорных островов Москва не пойдет».
Тем не менее, есть та же японская сторона вполне может продолжить экономическую экспансию на Курилы. По некоторым данным, Токио выражает готовность спонсировать курильские добывающие предприятия, а местным пенсионерам даже гарантирует выделение ежемесячного содержания. «И то, и другое незаконно, — отмечает А. Митц. – Но Япония отказываться от своих планов не собирается. Здесь следует говорить о «курильском кризисе», и с Карибским кризисом 1962-го он связан лишь тем обстоятельством, что островные территории на отдельно взятой части земного шара вновь стали предметом геополитических споров. Нет никаких сомнений, что в эти споры вмешаются Соединенные Штаты Америки, Европейский Союз и ряд других государств и территориальных образований».
А вопрос, удастся ли России и Японии договориться относительно статуса Курил, по-прежнему остается риторическим.