Приехав на Арабатскую стрелку на побережьи Азовского моря, я не поверила своим глазам: «Украина – это мы!», «Я люблю Украину», «Мы будем бороться» — такие сине-желтые надписи встречаются всюду: на заборах, на набережных бетонных плитах, на гаражах. Вдоль дорог через каждые пятдесят метров на столбах прикреплены украинские флаги – видно, что их водрузили относительно недавно – несколько месяцев назад. О том, как изменилась жизнь маленьких поселков и сел на Арабатской стрелке после произошедшего в Крыму, «ГолосUA» распросил у местных жителей.
Первое, что удивляет туриста, который отдыхает на Арабатской стрелке не первый год – это обилие комаров.
— Почему комаров не потравили, как обычно?, — спрашивает приезжий у местного продавца.
— А для кого травить? Людей совсем нет!, — сетует тот.
И правда, жители поселков, которые привыкли в июле встречать из поездов толпы туристов, в этом году отмечают, что приезжих в разы меньше. И это несмотря на то, что еще пару месяцев назад в Геническ (город, который находится на несколько километров севернее Арабатской стрелки) пустили несколько новых комфортабельных поездов еврокласса – «Черновцы-Геническ» и «Киев-Геническ». Местные таксисты и арендаторы жилья дежурят на перроне в часы, когда приезжают эти поезда. Но пассажиров, вышедших из вагонов, с каждым днем все меньше и меньше.
— Вот приехал поезд из Киева. Вышло только 15 человек!,- говорит местный таксист Сергей Панов.- Раньше к нам из Западной Украины много людей приезжало, а в этом году таких – единицы. Сезон провальный.
По его словам, в прошлом году с мая по сентябрь в Геническе гуляли толпы туристов, а в этом сезоне людей как минимум втрое меньше.
Туристический бизнес
Многие базы отдыха закрылись из-за недостатка туристов. Все это очень огорчает местных жителей, для которых приезжие – едва ли не единственный способ заработать.
— Заводов и фабрик у нас нет, есть только малый и средний бизнес, который завязан на обслуживании приезжих. Без туристов нам приходится туго,- говорит массажист местного пансионата Галина Чубчик.
Ее мысль продолжает владелица базы отдыха «Санта Лучия» Виктория Луч.
— Туристы боятся к нам ехать, думают, что здесь неспокойно, — сетует она. — А ведь это не так! Ну подумаешь, раз в пару дней два-три танка колонной проедут… А ведь войны-то нет!
Виктории повезло – почти все номера в ее пансионате заняты. Секрет успеха – в идеальном соотношении цены и качества. За номер с современным ремонтом и всеми удобствами, ухоженной территорией, розарием хозяйка просит 200 и 300 грн. В прошлом году было дороже – 250 и 400 грн. в зависимости от размера номера.
К слову, в этом году пансионаты обслуживают новую категорию приезжих – переселенцев из Донбасса. Правда, проживание на базах отдыха – удовольствие не из дешевых — только обеспеченные семьи могут позволить себе тратить ежедневно пару сотен гривен.
Семья Мурманец – одна из них. Дончане еще в конце мая решили уехать со своими двумя детьми из нестабильного региона. Отец семейства Денис работает адвокатом и говорит, что денег на отдых ему не жалко – жизнь детей дороже.
Дочка Дениса, 12-летняя Настя, за несколько месяцев вдали от дома успела подружиться с местными детишками и с удовольствием играет с ними в игры, которые подчас являются отражением реальности Украины… Она, конечно, скучает по Донецку, но больше всего ей не хватает тренера по акробатике – девочка занимается этим видом спорта уже четыре года.
— Посмотрите, как я умею,- говорит она мне, изображая разные акробатические фигуры на кольцах, которые на турнике повесил ее отец.
И все же, это выглядит грустно.
Пляж и торговля
На золотистых ракушечно-песчаных пляжах отдыхающих немного. Расстояние между пляжниками – около 50-70 метров. По местным меркам – это очень много. Правда, сами туристы такому положению вещей втайне рады – все услуги и развлечения, по сравнению с прошлым годом, подешевели процентов на двадцать. Один лишь недостаток – пахлаву и мороженное по пляжам теперь продает меньше продавцов, и приходится брать больше еды с собой, не надеясь на разнобразие предложений.
На местном рынке не хватает ни продавцов, ни покупателей. А тем туристам, которые пришли за продуктами, нравится торговаться – продавцы сговорчивые, как никогда:
— А почем у вас баночка черной икры?
— 600 грн.
— Хм, дорого.
— Давайте за 500! Это уже совсем дешево.
— Все равно дорого. Могу дать 400. Пойдет?
— Ну ладно…
Правда, приезжим очень не хватает крымских персиков – крупных, размером с кулак. Все, что есть на рынке – это маленькие несуразные персики размером вдвое больше грецкого ореха. Виной тому – ситуация в Крыму. Правда, местные жители не перестают верить в то, что АРК вернется в Украину.
— Никуда от нас Крым не денется. Он еще вернется к нам – вот увидите!,- успокаивает себя 78-летняя Лариса Харитоновна, которая продает козье молоко прямо у себя во дворе. Она, как и ее соседи, настроены более чем патриотично, что не может не радовать приезжих из Донбасса.
Но наибольшее впечатление на меня произвела уникальная картина возле горячего источника в нескольких километрах от Стрелкового: по левую руку несколько десятков пенсионеров купаются в геотермальном источнике и лечат сердечно-сосудистые заболевания, а по правую руку в ста пятидесяти метрах – несколько БТРов и артилерийских установок. По периметру – украинские военные с автоматами. Мимо проезжающие автомобили сигналят, а пассажиры машут рукой в знак приветствия.
— Приехали сегодня. Сколько пробудем здесь – не знаем,- говорит мне военный, наблюдая за тем, как экскаватор роет окоп.
И правда, картинка завораживает.