Украинцы уже несколько месяцев подряд наблюдают укрепление гривны, и как отмечают в НБУ, осенью риски девальвации будут небольшими. Каковы подлинные причины такого курса, есть ли в этом спекулятивная составляющая, а также, какой будет стоимость доллара и евро на конец года? В этих вопросах мы решили разобраться вместе с экономистами.
Официальные причины
В Украине несколько месяцев продолжается укрепление гривны, чему способствовал ряд факторов. Об этом заявил замглавы Национального банка Дмитрий Сологуб. «Первый фактор — поведение нерезидентов. Мы видим увеличение спроса нерезидентов на украинские ОВГЗ. Вложения нерезидентов на сегодня составляют около 92 млрд грн», — говорит Сологуб.
Он считает, что интерес нерезидентов к украинским ценным бумагам — не краткосрочное явление.
«Мы стараемся контролировать структуру погашения. Ценных бумаг с годовым сроком погашения в портфеле нерезидентов — треть. Нерезиденты вкладываются в длинные бумаги», — добавил он.
«Вторая причина укрепления гривны — нормальная макроэкономическая ситуация в Украине, умноженная на адекватную монетарную и фискальную политику», — сказал он.
Валютные интервенции как национальная идея
Также Сологуб отметил, что риски для гривны осенью в этом году будут небольшими.
«В краткосрочном периоде мы не видим значительных рисков. Могут измениться условия торговли, могут цены уменьшиться еще больше, но это не будет катастрофическим. В режиме гибкого курса это окажет какое-то влияние на курс гривны», — отметил замглавы НБУ.
По его словам, Нацбанк с начала года купил на межбанке 2,9 млрд долларов и при необходимости готов продавать валюту.
«В прошлом году, когда надо, мы продавали валюту, и мы будем это делать», — добавил Сологуб.
Так, вопрос девальвации и инфляции (в условиях такой открытой экономики, как у нас) — это вещи прямо пропорциональные. Естественно, не хочется, чтобы цены росли. Но, тем не менее, когда НБУ по настойчивым рекомендациям МВФ во главу угла ставит вопрос инфляционного таргетирования, а не активизации промышленности, это выглядит странно. Ведь регулятор должен заботиться об экономическом благополучии страны.
Финансовая глубина экономики
«Показателем объема денег является денежный агрегат М2 (объем денежной массы). Исторический опыт показывает, что нормальным значением этого показателя (уровень монетизации экономики) для сбалансированной экономики является примерно 90-110% от объема ВВП страны. Если этот показатель больше, он показывает, что роль финансового сектора гипертрофированно велика, и чем он больше, тем больше в экономике финансовых «пузырей». Отметим, что в современных США этот показатель равен примерно 150%, в Японии — 170%», -отмечает в своей публикации российский экономист Михаил Хазин.
Подчеркну, что, по словам члена Совета НБУ Василия Фурмана, у нас показатель финансовой глубины экономики на 1 января 2019 года составил 30%. Для сравнения он привел пример 2014 года, когда этот показатель был равен 64%.
То есть, искусственно удерживать гривну считаю неверной стратегией. Ведь слабое производство не лечат «денежным голодом». Но зато именно это помогает западным кредиторам реализовывать на нашей территории свои товары.
МВФ и девальвация
М. Хазин отмечает еще одну причину девальвации.
«Снижение кредитного мультипликатора в США к лету 2014 года до 4 привело к тому, что президент Обама (и ФРС) остановили денежную эмиссию. Дальнейшее ее продолжение или вело бы к росту инфляции, либо же (в случае дальнейшего снижения кредитного мультипликатора) к кризису неплатежей. Как следствие, система международных банков, созданная по итогам Бреттон-Вудской конференции в 1944 году, оказалась в ситуации кризиса долларовой ликвидности. Именно это заставило МВФ рекомендовать развивающимся странам ослабить свои валюты с целью ускорить отток капитала из национальных валют в доллар, что и привело к девальвации», — написал он.
Подчеркну, что Трамп в последнее время неоднократно требует от ФРС количественного смягчения. В общем, поживем — увидим…
Сезонное явление
«К перечисленным НБУ факторам, которые способствовали укреплению гривны, я бы добавил поступление средств от заробитчан, которые перекрывают негативное торговое сальдо. Плюс сезонный фактор отпусков. Поскольку большинство украинцев не могут себе позволить отпуск за границей, то для отдыха в нашей стране нужны гривны. Потому люди начинают менять валютные сбережения на гривны», — заявил экономист Андрей Новак.
Эти несколько факторов сходятся во времени, потому мы видим укрепление гривны, подчеркнул экономист.
«А с осени практически все эти факторы завершатся, и, наоборот, будет повышен спрос на иностранную валюту, и тогда можно будет ожидать возобновления девальвации гривны», — отметил он.
Монетарная политика
В укреплении гривны, которое мы наблюдаем, есть три составляющие, говорит экономист Борис Кушнирук.
«Первое — это выборы, которые привели к тому, что количество валютных средств, которые участники выборов в долларах тратят на избирательную кампанию, выросло. Вторая причина в том, что немного лучше стала ситуация с экспортом. Поскольку немного лучше выглядят факторы на внешних рынках на сырьевые товары, в первую очередь, на металлургическую и аграрную продукцию. Третья ключевая причина — это монетарная политика НБУ с высокими процентными ставками, которая привела к тому, что в этом году у нас, как никогда, много пришло иностранной валюты от нерезидентов на покупку облигаций», — считает он.
Они продают доллары, покупают гривневые облигации. Таких средств в этом году было заведено более 3 миллиардов долларов, подчеркнул он.
Доллар — евро
«Пара доллар-евро очень существенно зависит от ситуации с Brexit. Потому я не исключаю, что евро по отношению к доллару, а соответственно, и к гривне может просесть. Но снова- таки только в тандеме, потому что тут вопрос в том, какой будет ситуация с гривной — долларом», — заявил экономист.
По словам Б. Кушнирука, гривна начнет ослабляться осенью.
«Насколько существенно, в большей мере будет зависеть от того, какие решения будут приниматься новым парламентом и правительством. Начнется ли земельная реформа, как будет проходить приватизация и найдется ли поддержка со стороны МВФ. Тем не менее, считаю, что за 27-27,5 гривны за доллар курс не выйдет. Он будет в этих пределах и, возможно, даже крепче до конца года», — отметил он.
Чистая спекуляция
Что больше влияет на уровень доллара — например, негативное сальдо внешней торговли, почти на 50% больше, чем за тот же период прошлого года, заявил экономист Всеволод Степанюк.
«Мы тратим денег в валюте больше, чем поступает в страну. Украина покупает намного больше товара в долларовом выражении, чем продает. И этот дефицит торговли в этом году растет очень большими темпами. Кстати, не в последнюю очередь благодаря укреплению курса», — сказал эксперт.
Гривна не могла длительное время укрепляться за счет искусственных стимулирующих факторов, отмечает он.
«Несколько месяцев в Украине национальная валюта искусственно укреплялась, но на макроуровне ситуация в экономике продолжала ухудшаться. Именно объективные экономические процессы говорят о том, что гривна должна девальвировать. А то, что она себя так вела полгода-год, — это чистая спекуляция, которая не имеет ничего общего с реальной экономикой», — резюмировал экономист.