Вслед за отставкой, которую анонсировала глава НБУ, эксперты прогнозируют уход с поста премьер-министра. Дескать, удержать на плаву экономику с «подарком» в виде блокады Донбасса и банковских санкций – нереально…
Курс – 45.9 грн. за доллар
В четверг 16 марта Президент Петр Порошенко ввел в действие решение СНБО о санкциях в отношении дочерних подразделений российских банков в Украине. Они коснутся «Сбербанка», «Проминвестбанка», «ВТБ Банка», «БМ-банка», «VS Bankа». В этих украинских финучреждениях акционерами являются государственные российские банки.
В тот же день о своем скором уходе с поста сообщила глава Нацбанка Валения Гонтарева.
«Долго ждать не придется», — сказала она.
По словам Гонтаревой, меморандум с МВФ может быть последним, под которым будет стоять подпись. А в понедельник, 20 марта, состоится заседание Совета директоров МВФ, и Украина уже на следующей неделе может получить следующий транш кредита в 1 млрд долл.
Согласно Конституции, глава НБУ назначается Верховной Радой по представлению Президента сроком на 7 лет. А Валерия Гонтарева была назначена 19 июня 2014 года. Требования ее отставки звучали неоднократно. В частности, из-за падения курса гривны.
А теперь, по мнению экономиста Александра Охрименко, гривну ожидает резкая девальвация. «Необходимо будет запускать печатные станки»- сказал он.
Также считает аналитик компании TSI Analytics Дмитрий Лебедь.
По его словам, возможный уход с рынка дочерних российских банков может стать именно той «последней каплей», которой не хватает для развала банковской системы Украины и для гривны по 50 грн. за долл.(пессимистический прогноз МВФ — 45,9 грн за долл.).
Первый заместитель главы НБУ Яков Смолий пояснил, что вводится запрет на осуществления любых финансовых операций в пользу материнских банков: предоставление межбанковских кредитов, депозитов, субординированных долгов, покупки ценных бумаг, размещения средств на корсчетах и другие подобные операции. Кроме того, в Администрации Президента указывают, что НБУ совместно с Кабмином должны немедленно принять меры по запрету размещения в этих банках средств государственных предприятий, учреждений, организаций и хозяйственных обществ, в уставных капиталах которых есть корпоративные права государства.
Разорить и закрыть
По данным НБУ на счетах в попавших под санкции банках украинцы хранят 36 миллиардов гривен. 21 млрд. грн – физические лица и 15 млрд. грн- юридические.
Член парламентского комитета по вопросам финансовой политики и банковской деятельности Руслан Демчакрассудил в СМИ, что у всех этих банков хороший баланс и ликвидность и они, дескать, имеют возможность всем вкладчикам выплатить деньги.
«Поэтому я считаю, что на каком-то этапе нужно, чтобы эти деньги были выплачены, и только потом их с Богом отпустить»- заявил он.
А по экспертному мнению, такой сценарий обернется против экономики страны. Президент Центра антикризисных исследований Ярослав Жалило отмечает, что без дочерних российских банков в Украине не было бы иностранных инвестиций.
«За прошлый год в Украину пришло 2,8 млрд прямых иностранных инвестиций, за 9 месяцев, и из них около двух миллиардов — докапитализация российскими банками своих «дочек» в Украине»,- отметил эксперт .
Он считает, что если есть возможность получить средства, которыми подпитывается экономика, не надо «рубить с плеча».
А Дмитрий Лебедь приводит в пример «Сбербанк», который является одним из самых активных в плане кредитования. По кредитному портфелю он является 4-ым банком Украины. Причем общий кредитный портфель составляет 40,4 млрд грн, а кредитный портфель юридических лиц 40,1 млрд грн. Таким образом, «Сбербанк» – банковский институт, который работает с юридическими лицами, включая малый и средний бизнес. Эксперт отмечает, что для сектора бизнеса потеря в сумме на 40 млрд грн. может стать коллапсом.
Тем не менее, нардеп Руслан Демчак описывает механизм, с помощью которого банки могут быть закрыты: «Постановление НБУ запрещает банкам с российским капиталом выводить деньги. Если они ее нарушат, сразу же будет введена временная администрация и банк будет выведен в принудительном порядке».
Беспринципность власти
Валерия Гонтарева ранее советовала банкам с российским капиталом продавать свою долю на украинском рынке. И в экспертной среде звучат предположения, что преследование этих банков нацелено на то, чтобы сбить цену.
«За сколько сейчас Кремль будет готов продать дочерний банк «Сбербанка» в Украине тому же Ярославскому ? Лично у меня ощущение, что могут даже и доплатить», — иронизирует Александр Дубинский.
Упомянутый им Александр Ярославский- основатель и владелец одной из старейших финансово-промышленных групп Development Construction Holding (до 2007 года — "Укрсиб"). В частности, он владеет Харьковским тракторным заводом, который в начале месяца посетил Президент Порошенко.
Об изучении возможности покупки одной из «дочек» российских банков, включая «Сбербанк», Ярославский заявлял еще летом прошлого года. Но о покупке всех он не говорил.
Официально, речь не шла о продаже пяти банков, которые теперь попали под санкции. А сами санкции стали дополнением к полной блокаде сообщения с отдельными районами Донецкой и Луганской областей. Теперь она проводится не активистами, а государством. Официальная цель- ради возвращения предприятий их владельцам (основной из которых- Ринат Ахметов).
Александр Дубинский отмечает: «Блокада ОРДЛО, которая вчера была «вредной для страны», а сегодня стала «государственной задачей» — это иллюстрация беспринципности нынешней власти, Которая действует так, как это выгодно им и их деловым партнерам. Но никогда не действует как выгодно людям»
Он констатирует, что тотальная блокада Донбасса это: « минус 7 млрд налогов в бюждет, минус 2 миллиарда в Пенсионный фонд, минус 100 миллиардов валютной выручки».
При таких условиях, эксперт прогнозирует скорую отставку премьер-министра Владимира Гройсмана, у которого истекает иммунитет 14 апреля.
Эксперт полагает, что удержать экономику с «подарком» в виде блокады и банковских санкций нереально .
«Остаться у руля — взять на себя негатив от решения Порошенко, которым тот спасает себя и «НФ-БПП» от досрочных выборов, да еще и с риском получить "негативную оценку работы" от парламента. Так что бежать — самое время»- резюмирует он.