Валютный курс пока не превышает отметки в 28,5 грн/долл., однако ко второму кварталу стоит ждать ослабления национальной валюты.
В 2021 году доллар ведет себя пока предсказуемо. Не последнюю роль в этом сыграл январский локдаун, который снизил активность импортеров, отчего спрос на «зеленый» закономерно упал.
«Локдаун влияет на укрепление национальной валюты. Крупные экспортеры, которыми являются металлурги, аграрии и добывающая промышленность, работают, отгружают товар, а те, кто влияет на импорт, – сфера услуг и торговля – уменьшают свои закупки. Выравнивается внешнеторговый баланс», – комментирует экономист Всеволод Степанюк.
Более того, покупательские возможности украинцев в период строгих карантинных мероприятий были ограничены как падением доходов, так и временным «отключением» сферы услуг, где, как говорилось выше, есть импортная составляющая. Иными словами, обеднение граждан ведет к схлопыванию импорта.
Падать гривне на текущий момент не позволяют и крупные валютные заимствования власти, которая она делала в конце года для преодоления бюджетного дефицита. Тогда через разные механизмы было одолжено 3 млрд долларов. Политика активной игры на рынке ссудного капитала будет продолжена и в текущем году. Это явствует из положений госбюджета. Так, власти планируют заимствовать 701,8 млрд гривен. Из них на внутреннем рынке — 497,3 млрд, а на внешнем — 204,5 млрд. В то же время Украина потратит 468,4 млрд гривен на погашение госдолга и еще 158,68 млрд на его обслуживание. Суммарно это почти 627 млрд гривен.
Вместе с тем есть опасения, что запланированный дефицит госбюджета будет превышен, увеличившись с прогнозных 5,5% до 7%, а это означает дополнительные заимствования.
«Если будет разорвана программа с МВФ, что скорей всего и произойдет, тормоз финансирования бюджетного дефицита через НБУ будет снято и ускорится эмиссия необеспеченной гривны. Таким образом, это дополнительный фактор давления на курс», – заявил экономист, экс-замглавы НБУ Александр Савченко.
А поводы для разрыва программы с МВФ имеются. Это и возращение регулируемой цены на газ, и необходимость уточнение статуса НАБУ, и противоречия из-за решений КСУ по отмене е-декларирования для чиновников.
Запуск же новой программы с фондом займет время, что создаст вакуум во внешнем финансировании, что, как говорилось выше, может активизировать эмиссию.
Наряду с этим, в этом году возможно будет повышена ставка рефинансирования, что найдет положительное отражение на «самочувствии» гривны. Также свое слово, как и прежде, скажут заробитчане, которые стали неформальными инвесторами страны, совершая валютные переводы. В прошлом году объем переводов составил 12,1 млрд долларов. Это на 1,7% или на 200 млн долларов больше, чем годом ранее, говорят в НБУ. В этом году, учитывая усилия Европы по вакцинации, приток валюты от трудовых мигрантов может увеличится.
На стороне гривны также играют достаточный золотовалютной запас НБУ, который на конец января был равен 28,9 млрд долларов и снижение расходов украинцев на зарубежные поездки.
Но в противовес этому должна ускорится инфляция, что создаст давление на национальную валюту. Также валютно-курсовая ситуация будет коррелировать с ценами на энергоносители, которые Украина закупает за валюту.
На стоимость доллара в Украине будет влиять и монетарный курс США, который при Трампе был выражен колоссальными эмиссионными выбросами, связанными с борьбой с Covid-19. Конечно, такие процессы удешевляли американскую валюту на глобальном рынке.
Однако можно ожидать, что в 2021 году такие «впрыскивания» долларовой ликвидности будут сдержаннее, отчего начнет проигрывать гривна.
«За полгода прошлого года американская валюта упала против других на 10 % и только против украинской гривны, российского рубля и турецкой лиры она росла достаточно существенно. Если бы не это падение доллара, у нас был бы курс 30 грн/долл. Сейчас ведущие аналитики ждут, какой экономическая доктрина будет у демократов. Просто печатью денег запустить американскую экономику не удастся», – отметил Александр Савченко.
Помимо прочего, на курс гривны могут оказать негативное влияние политическая турбулентность или смена власти вследствие внеочередных выборов. Но если исключить эти сценарии, то, по словам Александра Савченко, следует ожидать плюс-минус среднегодового курса, заложенного правительством в госбюджете-2021.
«Первый квартал будет более-менее стабильная гривна с незначительной тенденцией к усилению. Второй квартал – начнется незначительная девальвация, и закончим мы год на отметке 29-30 грн/долл., и тут уже значительную роль будет играть инфляция. Я уверен, что без эмиссионного механизма невозможно будет профинансировать бюджетный дефицит», – резюмировал Александр Савченко.