Национальная валюта не первую неделю демонстрирует укрепление. Но текущее положение дел может быть омрачено предстоящими выборами и изменением политического климата.
В марте гривна продолжила ревальвационное движение. Перед длинными выходными, 7 марта, доллар уже просел до 26,48 гривны, если отталкиваться от курса НБУ. Таким образом, он за неделю – с 28 февраля – подешевел на 33 копейки. В то же время продажа «зеленого» с рук находилась в диапазоне 26,48 — 26,55 гривны. В банках же американскую валюту сбывали в среднем за 26,60 гривны. А вот межбанк 7 марта закрылся с долларом по 26,38 гривны (с начала года доллар тут подешевел на 6,4%).
Отчего же происходит снижение курса доллара, которое наблюдается в течение последних недель.
В НБУ объяснили тенденцию совокупностью благоприятных рыночных факторов. Среди них: положительная для экспортеров ситуация на международных торговых площадках, уменьшение ввоза импортных товаров, канун годовых налоговых поступлений в госбюджет, незначительный вывод валюты инвесторами, а также превалирование продажи над покупкой доллара среди населения.
«Указанные факторы обеспечивают преобладание предложения валюты на межбанковском валютном рынке над спросом, в то время как приток иностранного капитала в государственные ценные бумаги замедлился и не играет значительной роли в укреплении курса гривны», — рассказали в НБУ.
А вот финансовый аналитик Алексей Кущ увязывает нынешнее снижение курса доллара с усилиями финансовых властей, а не с внешнеторговыми победами экспортеров.
«Укрепление гривны никак не связано с внешними рынками, а объясняется политикой НБУ и Минфина. Регулятор, через депозиты и сертификаты, привлекает десятки миллиардов гривен за одну торговую сессию от коммерческих банков, чем «стерилизует» денежную массу, которая, уходя с валютного рынка, перестает давить на курс гривны. Таким образом, НБУ создает искусственный дефицит гривны. Корреспондентские счета банков на начало операционного дня находятся на достаточно низких уровнях – около 50 млрд гривен. Также на укрепление гривны сейчас влияет Минфин, который размещает сверхдоходные ОВГЗ (19,5%). Зарубежные инвесторы обменивают валюты и покупают эти бумаги. То есть, создаются условия для роста спроса на гривну», — говорит финансовый аналитик Алексей Кущ.
Он подчеркнул, что реальное укрепление гривны не может происходить на фоне падения промышленного производства (в январе на 3,3%). Со слов эксперта, ситуацию, как и прежде, спасают аграрии, которые, напомним, по итогам 2018 года наторговали за рубежом на 18,6 млрд долларов и продолжают обеспечивать страну валютными поступлениями.
Наряду с валютной выручкой от экспортеров в страну проникли до 2 млрд долларов «на выборы», отмечает экс-заместитель председателя НБУ Ярослав Солтис. Эти средства также внесли свою лепту в преобладании предложения доллара на валютном рынке.
В целом, со слов экспертов, март и апрель должны пройти без курсовых виражей. Прогнозируемый коридор — 26 – 27,5 грн/долл. А летом возможно движение к 28 грн/долл. Однако текущие условия могут нарушить результаты выборов и смена политического цикла.
«Если выборы будут непредсказуемыми и придет сила, которая захочет все поменять, то это определенно повлияет на курс гривны. Также не стоит исключать возможность разрыва отношений с МВФ», — комментирует заслуженный экономист Алексей Плотников.
Экс-заместитель главы правления НБУ, финансист, экономист Александр Савченко считает, что «после выборов Украину может ждать «русская рулетка».
«Возможен отток капитала из страны. Соответственно, это скажется на курсе доллара. Гривна девальвирует. Правда, девальвация не будет катастрофической, думаю, на 5-6% гривна станет дешевле из-за оттока капитала», — рассказывает он
«Ожидаю, что в текущем году доллар будет стоить 30 гривен. Правда, есть опасения, что курс 31,5 грн/долл, заложенный в госбюджет, сыграет свою роль – у властей будет искушение девальвировать гривну до этой отметки», — говорит в свою очередь Алексей Плотников.
Добавим, что на курс гривны будут также традиционно влиять выплаты по внутреннему и внешнему долгу (а в этом году они пиковые), темпы роста ВВП, динамика промышленного производство, сальдо платежного баланса, уровень золотовалютных резервов, зарубежные инвестиций и т.д.