В день, когда начались проверки сертификатов вакцинации на транспорте, столичные власти сообщили, что Киев перейдет в «красную» зону карантина. Хотя правительство отрицает локдаун по всей стране, эксперты отмечают, что он возможен… для экономии угля и газа.
«Перевозчики возвращаются к теневым перевозкам»
Центральный автовокзал в Киеве потерял 40% рейсов в первое утро новых ограничений на транспорте. Перевозчики отказались выходить на маршруты.
Как известно, 21 октября в Украине начали действовать утвержденные Кабинетом министров ужесточенные правила межобластных автобусных перевозок-у пассажиров начали требовать сертификаты вакцинации. В «желтых» зонах карантина достаточно справки об одном уколе, в «красных» требуется два. Подойдут и отрицательные результаты теста на коронавирус, сделанного не позднее 72 часов до поездки.
«Сегодня на автобусные рейсы, которые отправляются с Центрального автовокзала Киева, не вышли 40% перевозчиков. Причина — перевозчики не понимают правил контроля и боятся, что полиция будет штрафовать водителей», — заявил на брифинге директор компании «Укрпас» Максим Скляренко.
По его словам, отменен ряд рейсов в Кривой Рог, Николаевку, Ровно, Харьков, Каменец-Подольский, Умань, Одессу, Белгород-Днестровский, Новгород-Северский и другие города. «В результате мы получаем то, против чего боролись с момента основания компании «Укрпас» — перевозчики возвращаются к теневым перевозкам», — отметил директор компании.
Штрафы действительно есть — нарушение новых требований грозит административным протоколом для перевозчиков. Наказание выбирает суд: штраф от 17 до 34 тысяч гривен для физлиц и до 54 тысяч гривен для юрлиц. Сообщается, что проверки проходят как на вокзалах, так и на постах между областями.
За первую половину суток 21 октября в поезда не пустили 18 пассажиров. В поезда Ужгород – Харьков из-за отсутствия необходимых документов не допущено 6 пассажиров, Николаев — Харьков 3 пассажира, Ворохта — Полтава 2 пассажира и Лисичанск – Ужгород 1 пассажир, Киев — Харьков 6 пассажиров. Дважды к поездам вызывались представители Нацполиции.
На крупных вокзалах организовали тестирование. Так, на железнодорожном вокзале Киева экспресс-тесты для пассажиров стоят 350 гривен (если предъявить биле), ждать результата требуется от 15 минут до получаса. Есть и пункт вакцинации. После одного укола можно ехать, ведь Киев на момент введения новых правил — в желтой зоне. Для «красной» требуются две прививки, их делают с интервалом в 28 дней.
И, так совпало, что в день, когда прививки потребовались, столичные власти заявили о переходе города Киева в «красную» зону карантина. Теперь обойтись одним уколом не получится- придется делать платный тест. На автостанциях, где тестирования не проводят, пассажирам приходится обращаться в ближайшую лабораторию. По данным СМИ тесты могут стоить по 550 – 750 гривен.
«Красную» зону в Киеве анонсировал мэр Виталий Кличко. По его словам, городская комиссия по вопросам техногенно-экологической безопасности и чрезвычайных ситуаций (ТЭБ и ЧС) 22 октября уточнит правила. В компетенции местных властей — работа общественного транспорта.
А общие правила, установленные кабмином для «красных» зон предусматривают запрет работы кафе, ресторанов, кинотеатров, театров, ТРЦ, фитнес-центров, если нет 100%-ой вакцинации персонала и посетителей.
Всего в столице сделали более 2 млн прививок, но только один миллион жителей Киева прошли полный курс вакцинации, при населении примерно 2,8 млн.
Мэр Киева подчеркивает, что единственный на сегодня способ остановить распространение вируса и избежать суровых ограничений — массовая вакцинация. «На днях Киев попадет в красную зону карантина. Потому что ситуация с распространением коронавируса в столице стремительно ухудшается», – заявил Виталий Кличко.
Он сообщил, что за сутки в Киеве — более тысячи новых заболевших и 29 летальных случаев. Более 500 человек попали в больницы. Большинство из них — в тяжелом состоянии. При этом 98% госпитализированных киевлян были не привиты. «Кровати в столичных больницах стремительно заполняются. Киев — на пороге красной зоны», — подчеркнул столичный мэр.
В тот же день по всей Украине было зафиксировано сразу два антирекорда: 22, 4 тысячи заболевших коронавирусом и 546 умерших за сутки.
«Боюсь, что пик наступит даже раньше»
Украина среди стран мира оказалась 5-й по суточному количеству больных коронавирусм и 3-й по количеству смертей в сутки. При этом в целом по стране прививки получили 8, 3 млн. чел., или 20,25 % населения. А две дозы имеется только у 6,7 млн или 16,31 % граждан.
В регионах, где вводится «красная» зона вакцинация растет. «С вхождением в красный уровень эпидемиологической опасности Херсонская, Донецкая, Днепропетровская, Запорожская и Одесская области вышли в лидеры прививок первой дозой за сутки. Количество прививок выросло вдвое», — подчеркнули в Минздраве.
Затем поступило сообщение, что с 23 октября в «красную зону» войдет еще и Сумская область. Таким образом, «красных» зон станет шесть (пока не объявлено о переходе Киева). Из 24-х областей Украины только шесть областей остались в «желтой» зоне карантина. Наименее напряженная ситуация в Винницкой, Закарпатской, Кировоградской, Полтавской, Ровненской и Тернопольской областях. Все остальные относятся к «оранжевой» зоне — то есть находятся на пороге региональных локдаунов.
Во всей стране локдаун вводить не хотят по причинам экономического характера. «Я очень против локдауна – из-за экономики», — цитирует Президента Владимира Зеленского его пресс-служба. Премьер-министр Денис Шмыгаль подтвердил, что тотальный локдаун власти вводить не собираются. «Мы не планируем вводить полный локдаун по всей стране и останавливать экономику», — заявил он на заседании правительства.
Тем не менее, эксперты не исключают любого развития событий. Заслуженный экономист Украины Алексей Плотников говорит: «До 0,5% ВВП заберет на себя введение локдауна. Опять же сложно прогнозировать, как долго продлиться очередной локдаун и будут ли потом вновь ужесточать карантинные ограничения. В частности, после Нового года».
Глава парламентского комитета по вопросам здоровья нации Михаил Радуцкий отмечает, что события разворачиваются стремительно. «Пик прогнозировали на середину ноября, но, судя по цифрам, которые видим сейчас, боюсь, что он наступит даже раньше. Опираясь на статистику прошлых волн, спад начнется не раньше января, в лучшем случае».
Глава Центра анализа и стратегий Игорь Чаленко отмечает, что рост заболеваемости совпал с подорожанием энергоресурсов, из-за которого запасы угля на складах ТЭС и ТЭЦ в Украине оказались почти в 4 раза меньше потребности, а запасы газа на 34% меньше прошлогодних.
«Если мы даже сейчас более-менее нормально войдем в отопительный сезон, то через месяц-полтора в зависимости от погодных условий ни угля не хватит, ни газа не хватит, ни дров не хватит», — сказал он.
По словам эксперта первой пострадает промышленность: предприятия, возможно, будут отказываться от своей работы, покупки электроэнергии и газа. «Я не исключаю такого сценария, что власти нужно будет огласить полный локдаун, но не из-за COVID-19, а чтобы остановить предприятия и снизить потребление всего, чего только можно. Повод будет COVID-19, но, чтобы уменьшить потребление энергоресурса. Иначе мы не войдем ни в какие лимиты, которые возможны при нынешнем потреблении», – сказал Игорь Чаленко.