Чрезвычайное положение поможет ввести кампанию по захвату церковной собственности, которая может развернуться, когда власть поймет, что выборы проиграны, считают эксперты. Предпосылки имеются.
При поддержке радикалов
Глава Киевского патриархата Филарет заявил, что после признания Константинополем еще не созданной единой церкви, все строения, которые сейчас занимает в Украине УПЦ Московского патриархата, перейдут в собственность этой структуры.
«Государство передало свою собственность в пользование украинской церкви Московского патриархата. Но когда будет здесь украинская церковь признана, то Лавра — и одна, и вторая (Киево-Печерская и Почаевская —Ред.) — будут переданы украинской церкви», — подчеркнул он в интервью телеканалу «Прямой».
Политолог Сергей Белашко отметил, что каждый раз, как заходит речь о поместной церкви очень быстро всплывает вопрос о переделе церковной собственности. Он не исключил захвата объектов церковной недвижимости, как только для этого появится хоть какой-то политический или правовой повод.
Следует отметить, что имущества у Украинской православной церкви гораздо больше, чем у Киевского патриархата и УАПЦ, которые намерены создать единую структуру.
По данным Департамента по делам религий Минкульта на начало 2018 года, в УПЦ имеется более 12 тысяч действующих приходов. В Киевском патриархате их 4,8 тысячи, а в УАПЦ — около тысячи.
Белашко задается вопросом, что будет, если последователи Киевского патриархата при поддержке силовиков и подконтрольных им радикалов попытаются начать передел собственности и развернуть масштабную рейдерскую кампанию по всей Украине.
«Вряд ли это будет похоже на ситуацию с отдельными захватами храмов в сельских приходах… Дело в том, что в УПЦ есть критическая масса глубоко верующих людей, готовых защищать свою церковь всеми доступными средствами. Это крепкие и решительные мужчины: предприниматели, участники АТО, фермеры, ветераны силовых структур, спортсмены, рабочие и т.д. Они свою церковь просто так никому не отдадут», — рассудил политолог.
Примечательно, что после интервью Филарета на канале «Прямой», пресс-центр Киевского патриархата обнародовал новое интервью, в котором Филарет заявил, что никто не пойдет «захватывать Лавру».
Дескать, по законам все храмы и имущество принадлежат общинам, а не конфессии как таковой. «Общинам — то есть приходам, монастырям, духовным учебным заведениям», — сказал он. А если община решила выйти из одного патриархата и войти в другой — то имущество она сохраняет за собой, добавил Филарет.
Отметим, что монастырей в УПЦ имеется 211, в Киевском патриархате их числится 62, в УАПЦ-12. А вот монахов в УПЦ более 4,7 тыс., в Киевском патриархате — 216 человек, в УАПЦ всего 15 монашествующих.
Томос для меньшинства
По официальной статистике, священнослужителей в УПЦ более 10 тысяч. В Киевском патриархате служат 3,6 тысяч священников, а в УАПЦ- 693. При троекратном большинстве, УПЦ не поддерживает идею предоставления церковной самостоятельности (автокефалии) из рук Константинополя, как того добивается Президент, и правящая верхушка.
Как известно, Президент Петр Порошенко при поддержке Верховной Рады обратился к Константинопольскому патриарху Варфоломею с просьбой издать специальный документ – Томос о предоставлении автокефалии православной церкви в Украине. Он ожидал Томос к дате 1030–летия крещения Руси.
Но прибывший в Киев представитель Константинопольского патриарха передал главе государства, что его церковь, прежде предоставления автокефалии, «взяла на себя инициативу восстановить единство православных верующих Украины».
Как это будет происходить на практике, посланник Константинополя не пояснил, и в Киевском патриархате трактовали единство по-своему: сначала — автокефалия Киевского патриархата, потом объединение.
«Только через утверждение единой поместной православной церкви в Украине возможно и преодолеть церковное разделение, и достичь общественного мира», — подчеркнул Филарет. Он особо отметил: «Мы категорически отвергаем все обвинения противников в том, что Томос об автокефалии вызовет противостояние или даже кровопролития».
При этом в интервью каналу «Прямой» Филарет сам заявил: «Никакой собственности у Московского патриархата в Украине нет. Собственность церкви в Украине является собственностью украинской церкви». А ведь радикалы воспринимают подобные заявления как призыв к действию.
Так, 28 июля Президент принял участие в крестном ходе Киевского патриархата, заявив: «Автокефалия – это вопрос нашей независимости, нашей национальной безопасности, вопрос мировой геополитики». А 29 июля СМИ сообщили о нападении на храм св. Спиридона Тримифунтского в Святошинском районе Киева. Неизвестные написали на стене церкви «Геть Рус. Пат. з України», и бросили внутрь дымовую гранату.
«Не желая расставаться с властью»
Политолог Алексей Якубин считает, что эксплуатация властью темы церковной автокефалии ведет к усилению конфликта на религиозной почве.
«Уже есть подобные обострения, когда активисты пытаются отобрать имущество украинской православной церкви и передать его киевскому патриархату. Томос может привести к тому, что подобные случае станут массовыми», — сказал Якубин.
А Белашко думает, что конфликт может обостриться к выборам, и даже может их сорвать — тут важен не сам по себе захват объектов, а силовое противостояние с большим количеством жертв с обеих сторон.
Дескать, Порошенко понял, что каноническая церковь, активным прихожанином которой он был вплоть до избрания на президентский пост, не будет его поддерживать.
Эксперт заявил: «Масштабная кампания по силовому захвату церковной собственности возможна только в том случае, если в окружении Порошенко придут к выводу, что на второй срок он абсолютно не избираем, и, не желая расставаться с властью, решат пойти на срыв президентских выборов. Тогда запуск конфликта на религиозной почве создаст предпосылки для введения чрезвычайного положения».
.