Мария Мамаева
12:59 03/07/2013

Легализация такси: кому достанутся 20 миллиардов?

Чиновники и эксперты различных общественных организаций последнее время только то и делают, что  твердят о необходимости легализации рынка такси и создании действенного механизма контроля над перевозчиками. Регулярно сообщается и о работе над законами. Законопроект группы депутатов и общественников уже почти год пылится в парламенте, дожидаясь рассмотрения, да и Мининфраструктуры не торопится – свой проект закона разрабатывает уже лет 5. Причем, судя по активности государственных чиновников, можно смело утверждать, что как раз профильное министерство меньше всего заинтересовано в легализации рынка. Стоит лишь вспомнить, сколько обещаний очистить рынок от нелегалов дал бывший глава Минифраструктуры и, по совместительству, тогдашний ответственный за Евро-2012 Борис Колесников. Неоднократно на протяжении последних лет поднимал вопрос о наведении порядка с такси глава Госкомпредпринимательства Михаил Бродский. Но, видимо, никому не охота пилить сук, на котором сидят…

А делить ведь есть что. По данным главы правления Всеукраинской общественной организации "Украинская таксомоторная ассоциация" Андрея Антонюка, объем рынка перевозок такси в Украине достигает 20 млрд. грн. в год, причем до 95% этого рынка пребывает в тени. По его словам, на сегодняшний день в сфере задействовано более 200 тыс. человек, и 15% из них – самозанятые лица-предприниматели, еще менее 1% — таксопарки и юридические лица, тогда как физические лица-нелегалы контролируют 85% рынка. Причем, по данным Ассоциации, в отдельных городах – таких как Киев – доля нелегальных перевозок достигает 95%.

Еще одна проблема рынка – это так называемые информационно-диспетчерские службы: официально из них зарегистрировано лишь 10%, остальные 90% работают также нелегально. Причем именно нелегалы демпингуют цены на рынке, принимая в такси водителей только лишь по номеру телефона. По словам представителя Союза профессиональных водителей такси г. Киева Сергея Григоренко, диспетчеры, называя тариф, абсолютно ничего не теряют: забирая себе 11% названной суммы, предлагают водителю ехать за копейки. Вот почему часто в часы-пик или непогоду вызвать такси «дешевых» операторов невозможно – ответ один: машин нет, тогда как автомобили с шашечками простаивают на улицах города.

По мнению Андрея Антонюка, такая ситуация в сфере услуг такси вызвана, с одной стороны, тем, что рынок чрезмерно «зарегулирован» (нет четкого и прозрачного механизма оформления всех необходимых документов), а с другой стороны, государственный контроль на практике оказывается не эффективным. По словам же одного из авторов законопроекта «О перевозке на такси и перевозки на заказ» депутата-регионала Дмитрия Святаша, о рынке такси в Украине и вовсе говорить не приходится – действует полный хаос, причем под «крышей» ГАИ и Мининфраструктуры.

К слову, профильное министерство, уже долгие годы имитируя подготовку законопроекта, весной уже даже презентовало рабочую версию документа. Дело якобы сдвинулось с мертвой точки с началом сотрудничества с Профсоюзом таксистов Украины. По словам его председателя, совместный законопроект уже через неделю-другую будет передан на согласование, правда, пока только в самом ведомстве. Впрочем, и названный законопроект Святаша будет рассмотрен в Верховной Раде только на следующей сессии, хотя зарегистрирован был еще в начале прошлой осени. Но до того ли было депутатам на кануне грядущих выборов?

Однако появление проектов законов автоматически не решит проблем рынка. Член организации "Такси столицы" Денис Садоха считает, что своим законопроектом "О такси" Мининфраструктуры лоббирует интересы информационно-диспетчесрских служб. Того же мнения о готовящемся законе придерживается и Сергей Григоренко. В свою очередь, «альтернативный» законопроект, по словам Дмитрия Святаша, предлагает бороться с нелегалами с помощью местных властей, которые, совместно с таксистами-профессионалами, будут устанавливать единый тариф на проезд и контролировать рынок услуг.

К слову, о стоимости проезда. Практически все эксперты рынка сходятся во мнении, что цена на услуги перевозки должны возрасти. По мнению господина Попика, стоимость проезда 1 км в такси, согласно европейским меркам, должна равняться цене 1 литра бензина (около 11 грн.). По убеждению же Андрея Антонюка, после легализации такси стоимость проезда возрастет не существенно. Во всяком случае, по его словам, она не превысит действующий ныне тариф легальных таксистов – для Киева это около 15 грн. за подачу машины и 5 грн. за километр.

А впрочем, пока о таких ценах говорить еще рано – ведь обсуждение данных проектов, по всей видимости, будет непростым: слишком много лоббистов, слишком велик куш.

Читайте также по теме