Андрей Кислов
10:11 27/03/2021

«Легли на дно»: пройден ли пик падения экономики

Госстат сообщил новые данные по ВВП, и в Минэкономики заявили, что пик падения пройден. Но эксперты считают, что «мы крепко легла на дно»: за первые два месяца 2021 года падение промпроизводства составило 4,2%, более 30% украинских семей не имеют никаких сбережений.

«Если снова введут ограничения, мелкий бизнес погибнет»

Государственная служба статистики сообщила, что ВВП Украины в 2020 году по сравнению с 2019 годом сократился на 4%. Таким образом Госстат улучшил оценку падения экономики в IV квартале с 0,7% до 0,5%.

Таким образом, данные Госстата оказались лучше последней оценки Минэкономики, которое рассчитало падение ВВП на 4,2%. Данные Госстата оказались лучше правительственного прогноза сформированного в марте 2020 года. Тот предусматривал падение ВВП на 4,8%.

Получив цифры Госстата министр экономики Игорь Петрашко заявил: «Украина достойно выдержала вызовы пандемии COVID-19, прошла пик падения и перешла к постепенному возобновлению производственной деятельности и приспособлению бизнеса к изменениям условий как внутри страны, так и за ее пределами».

Он тотчас сделал вывод: поддержкой экономики выступал внутренний потребительский спрос: потребительские расходы по итогам года выросли на 1,6% в условиях повышения минимальной и, соответственно, среднемесячной зарплаты, рост которой по итогам года составил 7,4%.

Примечательно, что на нынешний, 2021 год Минэкономики сохраняет прогноз роста ВВП на 4,6%. Но только за два первых месяца года ВВП упал на 2,2% (по результатам января-февраля). «В первом квартале ожидаем минус 3%. Министерство сохраняет годовой прогноз – рост ВВП на 4,6% по итогам 2021 года», – сообщал министр.

По его словам, прогноз министерства учитывает риски дополнительных локдаунов. «Надеюсь, что значительных карантинных ограничений не будет…. В масштабах Украины пока нет разговоров о введении национального локдауна», – цитируют СМИ Игоря Петрашко.

Действительно, власти не планируют вводить общенациональный локдаун в ближайшее время. «Не планируем. Будем идти по регионам» — заверяет министр здравоохранения Максим Степанов.

Однако, в «красную» зону карантина входит восемь областей. В оранжевую входят 14 областей, в желтую – одна. При этом «оранжевая» зона является предупреждающим уровнем, что вскоре регион может попасть в «красную» зону.

В ней запрещается работа непродовольственных рынков; работа любых развлекательных заведений; прием посетителей в учреждениях бытового обслуживания; прием посетителей в бассейнах, спортивных залах, фитнес-центрах.

В «красной» зоне вводится запрет на работу учреждений культуры (закрыты кинотеатры, театры, музеи, библиотеки, концертные залы); запрещается работа торгово-развлекательных центров (в них могут работать только продуктовые магазины, аптеки, магазины по продаже бытовой химии). Рестораны, кафе и другие заведения общественного питания могут работать исключительно навынос или в режиме доставки.

Такие ограничения вызвали протесты. В Киеве предприниматели перекрыли улицу Грушевского, где находится Кабмин. Также протесты против усиления карантинных ограничений прошли в Николаеве, Полтаве, Одессе, Запорожье и Краматорске, Черкассах

«Предприниматели вышли, чтобы показать, что они существуют и хотят, чтобы государство с ними числилось, потому что, если снова ведут ограничения, мелкий бизнес погибнет», —цитируют СМИ председателя Черкасского городского профсоюза предпринимателей Ольгу Ракову.

Волна протестов по городам Украины прокатилась 19-21 марта. В понедельник, 22 марта Кабмин ввел запрет появляться на улицах без маски, закрывающей нос и рот. А на заседании в среду, 24 марта правительство решило выплатить пострадавшим предпринимателям «красной» карантинной зоны, по 8 тысяч гривен.

«Украина щедро заплатила МВФ за невыбранные транши»

Данные Госстата по валовому внутреннему продукту Украины за 2020 год, позволяют оценить потери от коронакризиса: в среднем каждый житель страны потерял около 8% своего потенциального благосостояния. Об этом заявляет директор Института развития экономики Украины Александр Гончаров.

Он считает, что Украина выбирает самые неоптимальные пути экономического развития. «Судите сами, с одной стороны, НБУ сообщает, что в 2014—2020 годах Украина щедро заплатила МВФ более 65 млн долл. США лишь за невыбранные транши кредитов и при этом за первые два месяца этого 2021 года падение только промпроизводства составило 4,2%, а с другой стороны, более 30% украинских семей не имеют вообще никаких сбережений»- пишет он в Facebook.

Отметим, что комиссионные выплаты, о которых упоминает Гончаров, являются условием программ сотрудничества с МВФ их оплачивают вместе с процентами. Размер комиссии зависит от суммы траншей, которые должны быть получены в течение года.

В 2021 году Кабмин, НБУ, предприятия и банки должны выплатить 17,24 млрд долл. из которых 12,99 млрд долл. — основная сумма долга, 4,25 млрд долл.— проценты. В частности, в течение года Украина должна вернуть 1,65 млрд долл. Международному валютному фонду (в том числе -. 262 млн долл. процентов). Кроме того, предстоит выплатить 25,88 млрд грн нерезидентам, владеющим ОВГЗ.

А тем временем, валовой внешний долг Украины в течение прошлого 2020 года вырос на 3,951 млрд долл. и достиг 125,69 млрд долларов. По отношению к ВВП долг за 2020 год увеличился с 78,6% до 83,4%.

«В прошлом 2020 году мы вроде бы крепко легли на дно, мол, вот-вот отскочим. Ан нет! Сейчас снова в реальном секторе экономики скорость обращения денег снижается и начинается очередной виток инфляции, и мы опять глубоко заляжем на дно. В самом деле, реальные заработки резко сократились, а потребление или ритейл (розничная торговля) просто в огромном минусе»- отмечает Александр Гончаров.

Экономист Алексей Кущ считает, что официальный уровень инфляции не вполне соответствует реалиям. Дескать 3,7 % — «средняя температура по больнице».  По его словам, имеется аграрная инфляция, когда общий уровень инфляции может составить несколько процентов, а цены на продукты растут в двухзначных цифрах. При том, что урожай подсолнечника, например, был в прошлом году хорош.

«Мы видим, что подсолнечное масло выросло в цене с 25 грн до 50 грн за бутылку. Яйца, гречка, крупа, хлеб, на пути повышения цен на овощи, фрукты, мясо. То есть официальный уровень инфляции 3,7 %. а цены на сельхозпродукты растут на 20-50 %.»- пишет экономист в Facebook.

Он отмечает, что для бедного общества, когда в структуре расходов населения существенную часть занимает продовольственная корзина, такой формат цен — прямой путь к нищете.

Кущ пишет в соцсети: «Тут речь о том, что такие валюты как наша становятся амортизатором мировой инфляции, вбирая в себя свою каплю мировой эмиссионной волны. Импортируя инфляцию с мировыми ценами на сырье. Не будем столь наивными, чтобы не понять: за все придется платить. И за отсутствие монетарного суверенитета в первую очередь. Например, в цене подсолнечного масла».

Андрей Кислов

 

 

Читайте также по теме