Есть вещи, без которых в городах жить практически невозможно. К таким, безусловно, относятся лифты, ведь кому охота ежедневно «пыхтеть» на шестой-седьмой этажи или того хуже – шестнадцатый. Только вот не во всех подъемниках безопасно ездить. Данная проблема во всех городах из года в год нарастала, как снежный ком, и, наконец, все это превратилось в «лифтовую лавину». Чуть ли не каждый месяц по всей стране обрываются подъемники с пассажирами. "ГолосUA" решил выяснить, какая ситуация с лифтовым хозяйством в разных регионах страны и что власти собираются предпринять, чтобы горожане безопасно подымались в свои квартиры?
В СТОЛИЦЕ 40% ПОДЪЕМНИКОВ ОТСЛУЖИЛИ СВОЙ ВЕК
Столичные власти уже несколько лет кормят киевлян обещаниями, что будут заменены все опасные лифты. Например, еще на заре правления Леонида Черновецкого в мэрии уверяли, что до 2010 года в городе заменят все подъемники, отслужившие 25 лет. Именно такой ресурс у всех лифтов. После этого их нужно менять или проводить глубокую модернизацию.
На дворе уже 2013 год, а «просроченных» подъемников в городе становится только больше и с каждым годом эта цифра растет. Скажем, в 2009 году в Киеве было около 19, 5 тыс. лифтов, а замене подлежали чуть более 6 тыс. — 30%. Сейчас в столице более 20, 5 тыс. подъемников и без малого 40% уже отслужили отведенные им 25 лет.
— Лифтовое хозяйство Киева находится в жутком состоянии и, чтобы его привести в порядок по предварительным оценкам нужно около 1 млрд грн. Но столько денег на лифты, наверное, не найдется, – заявил ГолосUA глава комиссии Киевсовета по ЖКХ Юрий Бондарь.
Поскольку бюджет Киева на 2013 год до сих пор не принят, неизвестно, сколько средств будет заложено на замену и модернизацию лифтов, сейчас этот вопрос обсуждается. Но в прошлые годы на данные нужды выделяли сравнительно мизерные суммы, за которые можно было заменить лишь пару сотен подъемников.
В то же время Юрий Бондарь отметил, что есть несколько схем, как выйти из этой ситуации.
— К примеру, лизинг. Меняется лифт, сумма за эти услуги фиксируется и «разбрасывается» на жильцов подъезда, скажем, на три-четыре года. Это один из самых правильных вариантов, — считает глава комиссии ЖКХ.
Замена пассажирского лифта в 10-этажном доме стоит примерно 250-300 тыс. грн, такую сумму озвучивают многие компании, занимающиеся подъемниками.
Если прикинуть, что в одном подъезде живут 40 семей, то каждой из них новый лифт обойдется примерно в 6-7 тыс. грн, а если «разбросать» их на 3 года, в месяц придется выкладывать около 200 грн. Готовы горожане к своим, и так «драконовским», платежкам прибавлять такую сумму? Думается, вряд ли.
Впрочем, Юрий Бондарь спокойно реагирует на это, мол, право человека — отказаться от какой-то услуги, в данном случае, работы лифта. То есть, его отключат и ходите пешком.
КАРТОЧНАЯ СИСТЕМА НА СРАБОТАЛА
А вот в шахтерском городе Ровеньки Луганской области, местные власти всерьез подумывали с января этого года заставить жильцов многоэтажек ездить в лифтах по карточкам, каждая из которых была бы рассчитана на 100 поездок. Использовал лимит – пополняй дальше.
Чиновники даже успели закупить часть необходимого оборудования, но из-за недофинансирования городская программа модернизации лифтового хозяйства повисла в воздухе на неопределенный срок.
И Ровеньки в этом отношении не одиноки. В Луганской области услугами лифтов пользуются более 320 тыс. человек, из которых около 3 тыс. – люди с ограниченными физическими возможностями.
В целом, ситуация с лифтами в регионе патовая. Из общего количества подъемников в эксплуатации более 25 лет находятся 1822 единицы – приблизительно 50%. Помимо этого, более тысячи лифтов не работают, а это еще 30%. Выходит, что в Луганской области лишь около 20% лифтов полностью безопасны.
И ситуация лишь будет ухудшаться, ведь на ремонт-замену подъемников нужно почти 230 млн. грн, а с финансированием туго. В прошлом году на эти цели планировали выделить из государственного и местных бюджетов около 170 млн. грн, однако воз и ныне там.
В Крыму ситуация тоже не лучше. Например, недавно в Армянске из-за неисправности отключили 11 лифтов. Поговаривают, что сейчас вообще думают остановить работы всех 59 лифтов города. Такая информация буквально шокировала местных жителей, ведь пенсионеры и инвалиды, живущие в многоэтажках, рискуют оказаться отрезанными от внешнего мира. />
А вот в Ялте из-за долгов и ненадлежащего технического состояния могут «отрубить» все лифты. В Симферополе из тысячи подъемников отремонтирована всего половина, на восстановление остальных необходимо 50 млн. грн.
По словам заместителя начальника Территориального управления Госгорпромнадзора по Крыму и Севастополю Дмитрия Кузичева, сегодня они испытывают нехватку кадров — на 5 тыс. лифтов в Крыму — всего 9 инспекторов, которые физически не в силах провести полную проверку подъемников. Кузичев также добавил, что половина лифтов полуострова отработали нормативный срок эксплуатации и могут быть отключены в ближайшие месяцы.
ОФИЦИАЛЬНО
Павел КАЧУР, экс-министр строительства, архитектуры и ЖКХ:
— Думаю, что проблема в лифтовом хозяйстве заключается в монополии. Например, в столице монополистом является «Киевлифт». Если бы у него появились конкуренты, ситуация с обслуживанием подъемников улучшилась бы. Плохо работает одна компания, тогда на ее место приходит другая. В качестве примера приведу Сумы. Как только там ввели частную структуру, которая взяла на себя ответственность за обслуживание лифтов, «Сумылифт» моментально нашло решение всех своих проблем: и деньги на ремонт подъемников нашлись, и все остальное.