Дети склонны испытывать любые негативные эмоции куда острее, чем взрослые, ведь они еще не привыкли к дружностям, лишениям и неудачам. Если ребенок отказывается идти в школу, по словам психологов, в этом всегда есть конкретная причина, а не банальная лень, как думают многие родители. И справиться с проблемами малыш сможет только при поддержке родителей. Как правило, дети мечтают повзрослеть и с нетерпением ждут похода «первый раз в первый класс». Но бывает и так, что малыш наотрез отказывается идти в школу, что напрямую связано с внутренней неуверенностью и страхами, еще тяжелее исправить ситуацию – если в школу отказываются идти дети 2-5 классов.
Пугает неизвестность и новые люди
«Бывает так, что малыш не хочет идти в школу и откровенно признается, что боится, но сам не знает чего – так действует незнакомая атмосфера. Этот страх со временем пройдет, когда первоклассник поймет, что учиться интересно, а в школе появится много новых друзей. Но решать проблему нужно как можно скорее – поговорите с ним, расспросите обо всем. Расскажите, что в детстве тоже боялись идти в школу, вспомните, что именно вас пугало, расскажите несколько интересных и, желательно, веселых историй. Главное, чтобы все ваши рассказы были с хеппи-эндом, чтобы ребенок понял, что ничего страшного в школе нет. Наоборот – начинается самое интересное и насыщенное время в его жизни», — посоветовала семейный психолог Валентина Жук.
Эксперт считает, что если ребенок идет на контакт, то не лишним будет заранее познакомить его с учителем, сводить в школу, показать классы. В то же время, многие психологи не рекомендуют приводить детей в школу в последние дни августа. Вроде как ребенок лишается ощущения праздника 1 сентября, да и пустые коридоры и классы могут напугать.
«План действий родителей зависит от характера ребенка, уж кому лучше знать свое чадо, чем им, — отметила психолог. — Но в большинстве случаев именно поход в школу, экскурсия по классам и коридорам избавит малыша от страха перед неизвестностью. А еще в последние дни августа в школу часто заходят ученики второго, третьего классов, да и старшеклассники. Вы можете поговорить с ними при ребенке, познакомить своего первоклашку с теми, кто здесь учится, пусть они расскажут, как им нравятся уроки и учителя, как много друзей они нашли здесь. Не сомневайтесь: старшеклассники с радостью вам «подыграют» и расскажут только самое лучшее.
Негативный опыт
Одна из самых сложных ситуаций – если ребенок уже сталкивался со школьным обучением и успел в нем разочароваться. Возможно, малыш уже ходил на подготовку или уже прошел через первый класс, и все складывалось непросто. И учение давалось с трудом, и с учителем были конфликты или и того хуже: он не нашел общий язык со сверстниками. И повторения всего этого ребенок боится. Тут уж без вмешательства родителей не обойтись, еще лучше – уговорить малыша поговорить со школьным психологом (но ни в коем случае не заставлять!)
«В данной ситуации с ребенком лучше разговаривать папе (если, конечно, у отца доверительные отношения с сыном или дочерью). Ведь на подсознательном уровне именно папу дети воспринимают как защитника. Вы должны выслушать малыша, объяснить, уговорить. Также очень важно «не перегнуть палку». Если у малыша был конфликт с учителем, не говорите, что учитель плохой. Учитель для первоклашки — это первый представитель взрослого мира. Если учитель действительно не прав, лучше переведите ребенка в параллельный класс. Если же вы позволите себе нелицеприятные высказывания в адрес педагога, авторитет учителя будет навсегда подорван – а стало быть, ребенок может перестать уважать и других учителей, что скажется на учебе и успеваемости», — предупредила врач.
Общение со сверстниками
Конфликты с одноклассниками, – одна из главных причин, по которой дети не любят школу. В детском возрасте, по словам экспертов, малыши могут быть крайне нетерпимыми по отношения к тем, кто хоть как-то выделяется и не похож на них. Именно поэтому практически в каждом классе есть изгой. Наверняка, каждый взрослый сможет вспомнить такого из своего класса. Но когда изгоем становится ваш ребенок – это страшно и больно, отметила врач. Тем более, что младшеклассников такую ситуацию склонны воспринимать едва ли не как конец света.
«Малыши очень сложно переживают ссоры, не говоря уже о всяческих «дразнилках» и издевательствах со стороны сверстников. Самое страшное, что дети зачастую молчат об этом, и ваша задача: достучаться до своего чада, разговорить его, и выяснить все подробности конфликта. Дразнят обычно тех детей, которые отличаются от большинства. Если ребенок старательный, хочет учиться или просто хорошо соображает и поэтому всегда получает хорошие оценки, то он запросто может стать изгоем в своем классе. Больше всего от так называемых дразнилок страдают мальчики. Ведь мальчик — это будущий мужчина, в нем заложено стремление к лидерству. А если его постоянно оскорбляют и дразнят, ему трудно занять такую позицию и чувствовать себя сильным и уверенным в себе», — отметила эксперт.
Во многих школах лидером в классе становится тот, кто учится довольно посредственно или хулиганит. Его уважают за то, что он, например, может раз-другой прогулять школу, он показывает детям, что можно не делать домашних заданий. А тот, кто не поддается закону большинства, становится изгоем, объяснила психолог. Дети начинают придумывать, как бы побольнее уколоть такого ребенка. Вот тогда и появляются клички и обидные прозвища.
«Самое главное, что должны сделать родители: не игнорировать проблему, – говорит эксперт. – Иначе ребенок может замкнуться в себе, начать плохо учиться… Объяснить ребенку, что на дразнилки нужно реагировать спокойно. Ведь чем острее реакция, тем больше его будут дразнить. Порой ситуация может дойти до того, что тот, кого дразнят, может устроить драку. И будет, кстати, крайним. И –самое важное — ребенка нужно положительно настроить. Например, можно просто сесть с ним и посмотреть, какие недостатки есть у других детей в классе, придумать смешные клички к их фамилиям, если ребенка дразнят из-за этого. Это даст ребенку силу. Но пусть помнит, что дразниться – ниже его достоинства, и пусть этим занимаются другие, раз им больше нечего делать».
Боязнь неудачи
Комплекс или боязнь неудачи зачастую связана с детскими воспоминаниями. Когда ребенок изъявлял инициативу сделать что-то самостоятельно, а родители, опасаясь за его здоровье, говорили, что лучше все сделают сами, иначе может не получиться. Это только на первый взгляд кажется мелочью, но маленький человек нередко выносит для себя вывод. Что он может не справиться с той или иной ситуацией.
«Не забывайте хвалить своего ребенка, — посоветовала эксперт. – Как можно чаще вспоминайте моменты, когда у него все получилось. Только выбирайте для похвалы действительно достойные поводы, иначе, если малыш уличит вас в нечестности, ситуация только усугубится.
Радуйтесь успехам своего ученика, оценивайте продвижения. И давайте ему больше самостоятельности, доверяйте важные задания. Всегда советуйтесь с ним и учитесь ценить его мнение. Все-таки ваш малыш уже вырос: теперь он — школьник», — резюмировала эксперт.