Киевские авиастроители намерились выйти на рынок, где господствуют «Локхид Мартин» и «Боинг», но правительство акционирует ГП «Антонов» и авиапром, по экспертному мнению, теперь обречен…
Рейдерство и деградация
Государственный авиастроительный концерн «Антонов» ликвидирован по решению правительства. Об этом говорится в постановлении Кабмина №546.
Директор Украинского института анализа и менеджмента политики Руслан бортник считает, что мы наблюдаем «открытую форму недобросовестной приватизации одного из важнейших государственных предприятий, известного во всем мире».
Ранее правительство решило изменить форму собственности ГП «Антонов» на публичное акционерное общество. Соответствующее решение было принято на заседании правительства 11 мая.
Тогда Кабмин согласился с предложением государственного концерна «Укроборонпром» о смене формы собственности госпредприятий «Антонов» и «Завода №410 гражданской авиации» в ПАО, 100% акций которых принадлежит государству.
В состав госконцерна «Антонов» входили ГП «Антонов»- разработчик и производитель самолетов (Киев), ремонтное ГП «Завод 410 гражданской авиации» (Киев), а так же Харьковское государственное авиационное производственное предприятие (ХГАПП).
Руслан Бортник считает, что акции нового ПАО недолго будут принадлежать государству. «Акционерная форма предприятия форма «Антонов» позволит провернуть стандартную рейдерскую схему захвата госсобственности. В таком случае «активы» уходят в частные руки, распродаются помещения, технологии, а «пассивы» в виде долгов и сотрудников остаются на государственном балансе и продолжают деградировать»- считает он.
Напомним, 31 марта, с аэродрома «Святошин» совершил первый демонстрационный полет новый самолет Ан-132Д. Это модификация советского самолета Ан-32 разработки 1976 года, но с канадскими двигателями. Был подписан меморандум о намерении совместного производства 80 самолетов Ан-132 для Саудовской Аравии. В июне самолет был показан на международном авиакосмическом салоне в Ле-Бурже. Однако, работы еще не закончились, и был показан пока только первый экземпляр, которому предстоит пройти серию испытаний. А серийных самолетов концерн не выпускает уже два года. Предприятие «Антонов» не передало заказчикам ни одного нового самолета с апреля 2015 года, пишет «Зеркало недели». Дескать, последний два года назад был достроен и отдан покупателям Ан-148, после чего в июне 2015 года Президент сменил руководство «Антонова», и больше самолетов предприятие не выпускает до сих пор.
Напомним, 4 апреля 2015 года апреля Кабмин решил включить ГП «Антонов» в состав государственного концерна «Укроборонпром» (изъяв из управления Минэкономразвития ). А в июне 2015 г. «Укоборомпром» уволил генерального конструктора Дмитрия Киву.
Между «Локхидом» и «Боингом»
11 апреля 2014 года ГП «Антонов» завершило совместные государственные испытания модернизированного самолета Ан-70, по результатам которых самолет был рекомендован к серийному производству. Он совершил первый полет в декабре 1994 года, а с 2002 года было объявлено, что основным заказчиком выступят Военно-воздушные силы Российской Федерации .
Испытания были совместными. Россия владеет половиной интеллектуальной собственности на самолет Ан-70. Около 90 % комплектующих самолета — российского производства. Однако, в апреле 2014 правительство Украины объявило о прекращении военно-технического сотрудничества с Российской Федерацией, а с 27 августа 2014 был установлен запрет на поставки в Россию продукции военного и двойного назначения. В результате производство Ан-70 было остановлено.
А 14 сентября 2015 года «Антонов» был выведен из состава российско-украинского совместного предприятия «ОАК-Антонов», которое занималось разработкой новых самолетов. Россия вышла из ситуации, модернизировав Ил-76. Украинская сторона осталась без заказа.
3 июля 2017 г. концерн «Антонов» посетила делегация комитета транспорта и инфраструктуры палаты представителей Конгресса США. Ей было предложено совместно развивать проект среднего военно-транспортного самолета под названием Ан-77. В основе проекта Ан-77 лежит самолет Ан-70, не вошедший в серию ввиду разногласий между Москвой и Киевом.
Примечательно, что пресс-служба «Антонова» сообщила, что предприятие, дескать, рассчитывает, на то, что Ан-77 может занять промежуточную нишу между основным военно-транспортным самолетом США Lockheed C-130 Hercules (нагрузка до 21 тонны) и стратегическим Boeing C-17 Globemaster III (нагрузка до 76 тонн).
Таким образом, «Антонов» решил «занять промежуточную нишу» между компаниями «Локхид Мартин» и «Боинг». Обе входят в «большую тройку» изготовителей вооружения и военной техники (вместе с Raytheon) и ведущих подрядчиков ВПК США.
Насколько официальный Киев сам верил в такие планы, можно судить по любопытной инициативе премьер-министра Владимира Гройсмана. 17 июля он предложил превратить аэродром «Гостомель» в базовый аэропорт для лоукостов, в том числе ирландского Ryanair.
Отметим, что настоящее название этого аэродрома — «Антонов». В Гостомеле базируются крупные транспортные самолеты «Мрия» и «Руслан». А сам аэродром создан для испытания самолетов , выпускаемых на предприятиях «Антонова».
Но какие могут быть испытания при переделке аэродрома в пассажирский аэропорт ? В «Антонове» уже отрапортовали о подготовке бизнес-плана по использованию аэродрома в пгт Гостомель для обслуживания лоукост — авиакомпаний.
Таким образом, испытаний новых самолетов в Гостомеле не предвидится. А изменение формы собственности предприятия не сулит возрождения производства.
Планируется, что через год в аэропорт «Гостомель» могут начать полеты пассажирские самолеты. А как же «Антонов» с 15 тысячным коллективом? Компания должна быть расформирована в течение двух месяцев. Об этом говорится в постановлении Кабинета Министров.