В киевских супермаркетах ценники на товары меняют ежесуточно. Соответственно, не исключены ошибки на этикетках с ценой, несовпадение цен на ценнике и в кассовых чеках, утверждают в администрации магазинов. А юристы считают, что это не ошибка, а очень похоже на мошенничество. Корреспондент ГолосUA выяснял, какие недоработки допускает персонал больших столичных магазинов и как это меняет в чеках стоимость товаров.
Утренние покупки
Жительница Киева Ольга каждое утро покупает продукты в одном из крупных сетевых супермаркетов. По ее словам, утром удобнее ходить по магазинам, чем вечером после работы стоять в очереди в кассу и тратить вечерние часы отдыха на поиск нужных товаров.
Но однажды она поняла, что утренние часы для походов в магазин не самое лучшее время. Причина в том, что по утрам надо успеть вовремя прийти в офис, а обслуживание на кассе занимает до 15 минут. Для утреннего времени, когда спешишь на работу, эти 15 минут имеют очень большое значение. Ну а если спешишь, то даже не проверяешь чек и суммы, которые в нем пробил кассир.
«Это сыграло со мной злую шутку. Я не то чтобы привыкла доверять кассирам, но по утрам нет времени смотреть чеки – ту ли цену там пробили. Обычно быстренько отдаешь деньги, хватаешь пакет и бежишь в офис. Так было и в то утро, когда при покупке готовых котлет из фарша я не заметила, что в чеке товар стоит на 10 с лишним гривен дороже… чем на ценнике», – рассказала она.
По словам киевлянки, иногда по утрам в магазине можно найти товары по сниженной цене, в таком случае на пакете с продуктом цепляют ярлык с размером скидки – 25% ил 50%, или выделяют ценник ярким цветом. Тогда понятно, почему в чеке на этот товары его стоимость ниже, чем на ценнике.
Но вот случай, когда без всяких ярлыков товар в чеке стоил дороже, чем указано на ценнике, оказался для Ольги большой неожиданностью.
«Что-то заставило меня вечером перед уходом с работы глянуть в чек. Я помнила, что планировала на покупки около 100 гривен. Вернее, до 100 гривен. Посмотрела на цены и прикинула: ага, я уложусь в эту сумму. Но на кассе вышла сумма больше 100 грн – около 110-115 гривен. И вот смотрю на чек и на ценник котлет – и вижу, что в чеке цена составляет 29 гривен, а на ценнике – 19. Получается, я брала товар с ценой 19 гривен, но вдруг оказалось, что фактически товар стоит 29. Как такое может быть?», — рассказала она.
По словам Ольги, она посчитала, что ее в магазине обманули и решила добиться прямого ответа, почему такой разрыв в цене. Зашла в супермаркет и позвала администратора.
«Администратор, конечно, извинилась. Сказала, что в электронной базе цены поменяли ночью, а персонал магазина просто не успел сменить ценник на товаре. Я заподозрила, что с этими котлетами что-то не так. Может, они уже испортились, а персонал, перебивая ценник, ошибся. И решила, что лучше им вернуть эти котлеты. Администратор согласилась отдать деньги, а я вернула им котлеты», — уточнила женщина.
С тех пор каждый раз, когда на кассе ей передают чек, она тут же его проверяет. И стала находить ошибки: то скидка не пробилась, то товар в чеке слегка отличается от названия продукта, который ей хотелось приобрести. Например, Ольга думала, что покупает «Мороженое Вишневое», а оказалось, что в ценнике пробили «Мороженое Вишневое №1». А это мороженое на 2-5 гривен дороже того, что выбрала она.
«Это выглядит как ошибка персонала маркета: вроде бы ценник есть, но на нем штрих-код стерся, или блекло напечатано название. Вся правда вылезает уже на кассе», — подытожила она.
Тайны штрих-кодов
Наталья, проживающая в столице, тоже предпочитает ходить в крупные сетевые супермаркеты. По ее словам, до 2008 года она не замечала, чтобы ценники в этом маркете расходились с ценой, указанной в кассовом чеке. Но после стало ясно, что все ценники могут содержать подвох.
«Однажды, стоя возле магазина с полным пакетом еды в ожидании мужа я решила пересмотреть чек. И у меня глаза на лоб полезли от удивления – оказалось, что почти все продукты стоят больше, чем было на ценнике. Я хорошо помнила, что вот эти полкило сосисок, как я посчитала, стоят 40 гривен. Ну, если килограмм – 80 грн, то полкило – 40. Правильно? А на чеке стоит сумма 46 гривен. При этом у меня было четко полкило и не больше. Потом шампунь: на ценнике видела «32 гривны», а в чеке «43 гривны», — рассказала она.
По словам Натальи, она вернулась в магазин и задала пару вопросов кассиру. Та, пробивая товар другим клиентам, коротко сказала: «Видимо, вы не проверили штрих-код товара. У нас большой ассортимент и есть товары с похожими названиями».
«С тех пор я стараюсь проверять штрих-коды. И если сомневаюсь, что цена товара та же, что на ценнике, прошу кассира сообщить мне, сколько это стоит. Если стоит больше, чем я видела на ценнике, не покупаю. Это проблемы персонала, если ценник потерялся или содержит ошибки», — рассказала покупательница.
В то же время, совпадение штрих-кода на товаре с ценником не всегда гарантирует, что стоимость товара в чеке будет правильной.
«Я покупала впрок супы-полуфабрикаты и выяснила, что штрих-код на них, на самой упаковке, не совпадает с той, что на ценнике. Побежала на кассу, попросила проверить. Кассир назвал точно ту цену, что на ценнике. И добавил, что иногда штрих-коды на ценниках и на упаковке товара не совпадают. Теперь, честно говоря, я вообще не понимаю, на что опираться покупателю, который делает выбор в торговом зале», — подытожила она.
Удар по кошельку
Когда в результате похода по магазинам расходы на товары оказываются больше, чем планировали, это не просто неприятно – это ставит под угрозу вообще финансовую свободу человека. Ведь если вы наметили себе размер месячного бюджета с запланированными тратами, но не смогли ограничиться этой суммой, придется или брать в долг, или кредит или же отказываться от важных покупок, которые, возможно, вы собирались совершиться именно сейчас.
Но есть еще один аспект проблемы: если покупатели, которые видят несовпадение стоимости товаров на ценниках и в чеках, будут молчать, есть вероятность, что в магазинах продолжат эту незаконную практику.
Юрист Сергей Онищенко прокомментировал ситуацию так:
«Первое. Нужно знать, сколько раз было таких случаев с ценником, допустим, за 10 гривен, который в чеке пробивали как 20. Если это массово, то никак нельзя назвать технической ошибкой. Это уже мошенничество», — сказал юрист.
Он добавил, что в принципе, если на ценнике указана конкретная стоимость, то в чеке автоматически должна пробиваться эта же сумма.
«Если это не так, то значит, в техническую базу с ценами вмешались специалисты, то есть это сделано умышленно. А если специально, то существует злой, преступный умысел и можно подключать правоохранительные органы… Это такая хитрая уловка: мы поставим цену на товар 10, а пробьет 20. Кто заметит – вернем деньги, кто не заметит – останется с носом», — подчеркнул он.
Юрист Александр Никитин сообщил ГолосUA, что покупателю в такой ситуации стоит надеяться только на себя. Например, можно взвесить товар на весах самообслуживания, которые есть практически во всех магазинах.
«Так вы избежите неловкой ситуации на кассе, когда стоимость ваших покупок окажется вдруг намного выше запланированной суммы», — сказал он.
Юрист также заметил, что многие покупатели стесняются на кассе уточнять, почему сумма в чеке больше, чем они рассчитали.
А. Никитин призвал не слушать аргументы персонала о том, что ценники перепутались.
«Это не более чем уловка, а даже если и правда, — то это совсем не ваша проблема. Нередко супермаркеты также прибегают к такому приему: ценник для более дешевого товара «случайно» вешают на более дорогой. Это рассчитано на то, что при множестве покупок вы не сразу поймете, где именно переплатили, а задерживать очередь или устраивать скандал будет неудобно», — сказал юрист.
Он также посоветовал, что, заметив более крупную сумму в чеке, надо приглашать для разбирательства менеджера магазина и сделать фото ценника.
«Я бы посоветовал: пока его или ее будут искать, сфотографировать ценник либо попросить неравнодушных граждан выступить свидетелями. Пункты Закона «О защите прав потребителей» обязывают магазины предоставлять покупателю достоверную информацию о цене товара. И прямая обязанность маркетов – следить за правильными ценниками и их верным положением. Напомните об этом менеджеру», — сказал эксперт.
Кроме того, по его словам, в Кодексе об административных нарушениях прописано, что нарушение этих правил грозит штрафами. Соответственно, всегда можно обратиться в Общество защиты прав потребителей или в контролирующие органы.
Можно также обратиться к стенду «Уголок потребителя», где указаны телефоны органов контроля, а также управляющих торговых сетей. Требуйте книгу жалоб. Зачастую этого достаточно, чтобы вернуть свои деньги, ведь в магазинах опасаются жалоб покупателей и проверок контролирующих органов.